3 июнь 2014
Статья 4 из 29 ( Материал id: 36 Журнал id: 105787 )
Страница № 18

Если стороной договора является иностранец: что нужно знать

Иногда в хозяйственной практике возникают ситуации, когда необходимо заключить договор на выполнение работ, оказание услуг или иной деятельности с физическим лицом, являющимся гражданином другой страны (иностранцем). При этом договор может быть не коммерческим, но в то же время и не трудовым. Чтобы не столкнуться с неожиданными проблемами в процессе заключения и реализации такого договора, мы расскажем о некоторых сложных моментах, которые следует предусмотреть еще до заключения договора.

Национальный режим

Традиционно считается, что гражданское право практически не делает различия между белорусскими и иностранными гражданами, когда они выступают субъектами гражданско-правовых отношений. Это правило основано на норме ст. 4 Закона о правовом положении иностранцев, согласно которой иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Этим устанавливается национальный режим для иностранных граждан, который предусматривает распространение на них тех же правил, что и на отечественных граждан.

Принцип национального режима означает, что и при вступлении в гражданско-правовые договоры с некоммерческой целью с резидентами, и при осуществлении иной непредпринимательской деятельности в отечественном гражданском обороте иностранные граждане должны обладать всеми теми же правомочиями, что и белорусские граждане.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранцев).

Содержание гражданской правоспособности иностранных граждан, пребывающих на территории Республики Беларусь, определяется ст. 1103 и 1104 ГК. Правоспособность и дееспособность физического лица определяются правом государства его гражданства (п. 1 ст. 1104 ГК). Другими словами, вопросы, может ли иностранный гражданин вступать в сделки, заключать те или иные договоры и нести гражданско-правовую ответственность, находясь в нашей стране, определяются в соответствии с законами страны, гражданином которой он является. Вместе с тем, осуществляя указанные действия все-таки на территории Республики Беларусь, иностранец не свободен и от воздействия белорусского права, в частности публичного.

 Императивные нормы, устанавливающие ограничения при осуществлении коммерческих и некоммерческих сделок, предпринимательской и непредпринимательской деятельности, закреплены не только в гражданском, но и в административном, финансовом, таможенном законодательстве. В отраслях публичного права содержатся весьма значительные исключения из национального режима для иностранных граждан, оказывающие непосредственное воздействие на их гражданское право и дееспособность. На практике они приводят к ситуациям, когда иностранцы в значительной степени ограничены при вступлении в гражданско-правовые договоры.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Право иностранца на занятие некоммерческой деятельностью

Ситуация 1

Гражданин Туркменистана, не имеющий постоянной регистрации в Беларуси, арендует в д. Вельцы дом с приусадебным участком и занимается выращиванием ягод и продажей их на рынке. Местная организация потребкооперации хочет заключить с ним договор контрактации, но сомневается в правомерности таких действий.

Правильное разрешение этой ситуации будет зависеть от того, временно проживает данный иностранец в Республике Беларусь или постоянно. Предположим, что иностранец проживает временно, так как он не подпадает ни под один из перечисленных критериев, предусмотренных для выдачи разрешения на постоянное проживание.

Справочно: (на поля с врезкой в текст)

разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

– являются супругами, близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

– заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

– признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

– имеют право на воссоединение семьи;

– прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние 7 и более лет;

– имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;

– являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь;

– обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;

– инвестировали не менее 150 тыс. евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь.

Законом о правовом положении иностранцев выделены следующие категории иностранных граждан, определяемые спецификой административного режима:

– постоянно проживающие иностранцы, которые получили разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Их правовой статус наиболее близок к гражданско-правовому положению граждан Республики Беларусь;

– временно проживающие иностранцы – те лица, которые получили соответствующее разрешение на временное проживание на территории Республики Беларусь;

– временно пребывающие иностранцы, прибывшие на территорию Республики Беларусь на срок не более 90 суток в год со дня въезда (ст. 42 Закона о правовом положении иностранцев).

Какой договор можно заключить с временно проживающим иностранцем

Разделение иностранцев на временно проживающих и временно пребывающих имеет важное практическое значение, так как от этого зависит объем предоставляемых им прав и обязанностей.

В рассматриваемом нами случае предположим, что гражданин Туркменистана имеет разрешение на временное проживание, так как аренда дома, уход за земельным участком и выращивание урожая требуют пребывания более 3 месяцев. А теперь определим, какую же деятельность он может осуществлять?

Из содержания ст. 11 Закона о правовом положении иностранцев следует, что такой иностранец вправе заниматься:

1) трудовой деятельностью;

2) предпринимательской деятельностью только с образованием юридического лица (т.е. зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем он не может);

3) иной деятельностью в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К последней, так называемой иной, деятельности относятся перечисленные в ст. 1 ГК виды деятельности, не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В перечне п. 1 ст. 1 ГК среди прочих указаны следующие действия:

«реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более пяти дней в календарном месяце произведенных, переработанных либо приобретенных физическими лицами для продажи товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, котят и щенков), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее – разовая реализация товаров на рынке) <…>;

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции».

Право разовой реализации продукции на рынке при наличии специального разрешения подтверждается также частью четвертой ст. 11 Закона о правовом положении иностранцев.

Таким образом, деятельность нашего гражданина Туркменистана по выращиванию ягод не является предпринимательской и может им осуществляться без оформления статуса индивидуального предпринимателя.

Что касается права продавать выращенную продукцию на рынке, то для этого гражданин Туркменистана должен получить специальное разрешение на право разовой реализации товаров на рынках, ярмарках и в местах осуществления выездной торговли на территории Республики Беларусь, выдаваемое на основании постановления МВД № 230.

Документ:

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.07.2010 № 230 «Об установлении формы специального разрешения на право разовой реализации товаров на рынках, ярмарках и в местах осуществления выездной торговли на территории Республики Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь» (далее – постановление МВД № 230).

Определим теперь вид договора, который может заключить сельскохозяйственная организация с этим гражданином. Считаем, что договор контрактации здесь не возможен, так как он опосредует предпринимательские отношения. Сельскохозяйственная организация должна заключить с иностранным гражданином, выращивающим сельскохозяйственную продукцию, договор возмездного оказания услуги. По мнению автора, это прямо следует из нормы п. 1 ст. 1 ГК, процитированной выше.

При заключении договора возмездного оказания услуг следует учитывать также требования Указа № 314 о форме, сроках и условиях такого договора. Кроме того, во избежание штрафных санкций необходимо обратить внимание на содержание такого договора, а именно на наличие в нем обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Обращаем внимание! В Указе № 314 субъекты обозначены как граждане. На наш взгляд, в их число следует включать не только граждан Республики Беларусь, но и субъектов, иностранных граждан и лиц без гражданства, как, например, это оговорено в п. 3 ст. 1 ГК.

Справочно:

несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления – до 15 базовых величин (ст. 9.25 КоАП).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).

Другой вопрос, что деятельность физического лица по выращиванию ягод для сельскохозяйственной организации, которая сама занимается производством сельскохозяйственной продукции, может быть расценена как трудовая, и тогда сельскохозяйственная организация должна заключить трудовой договор, так как запрещено прикрывать договором подряда или возмездного оказания услуг фактические трудовые правоотношения между белорусским юридическим лицом и иностранным гражданином (ст. 4 Закона о трудовой миграции). Эти действия могут повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 23.55 КоАП.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовой миграции).

Налоги и страховые взносы

При заключении белорусской организацией гражданско-правового договора на выполнение работ и оказание услуг с иностранцем возникает вопрос об уплате подоходного налога и обязательных взносов в ФСЗН.

На основании ст. 175 НК юридическое лицо – заказчик обязано представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь иностранным гражданам. В целях избежания двойного налогообложения можно воспользоваться нормами Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (имущество) 2002 г. Согласно п. 3 ст. 2 этой Конвенции она распространяется на подоходный налог с физических лиц.

Отчисления в ФСЗН иностранные граждане уплачивают в добровольном порядке (часть вторая ст. 7 Закона о соцстраховании). Поэтому в рассматриваемом случае гражданин Туркменистана, если он хочет, чтобы сельскохозяйственная организация уплачивала за него страховые взносы в ФСЗН, должен написать заявление об этом (п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов).

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон о соцстраховании).

Документ:

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение об уплате обязательных страховых взносов).

Договор подряда с иностранцем

Ситуация 2

Гражданин Молдовы прибыл на территорию Республики Беларусь с целью поработать в строительной организации по договору подряда. Но его пребывание в нашей стране ограничено 3 месяцами.

Возможно ли заключение договора подряда с иностранцем, временно пребывающим на территории Беларуси?

Ответ в данной ситуации также зависит от правового режима пребывания иностранца. Здесь мы имеем дело с режимом временного пребывания, который не дает иностранному гражданину права заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Деятельность, которую собирается осуществлять гражданин Молдовы, не подпадает и под категорию «иной», виды которой перечислены в ст. 1 ГК. Следовательно, из 3-х вариантов легальной деятельности, допускаемых ст. 11 Закона о правовом положении иностранцев, гражданину Молдовы остается только трудовая деятельность.

Получается, что строительная организация вправе заключать договоры подряда, но только с иностранными гражданами, постоянно или временно проживающими на территории Республики Беларусь, причем заключение такого договора с временно проживающими возможно, только если их деятельность соответствует перечню п. 1 ст. 1 ГК. Что касается договора подряда с иностранными гражданами, временно пребывающими в Республике Беларусь, то юридическое оформление гражданско-правового договора невозможно. Самым правильным вариантом будет оформление трудовых отношений на основании срочного трудового договора.

Для граждан государств, не входящих в СНГ, при заключении трудового договора имеет значение еще и категория визы, на основании которой они въехали на территорию Республики Беларусь. Если виза не дает права заниматься трудовой деятельностью, то и заключение трудового договора с такими иностранцами невозможно.

Юлия Кудрявец, юрист

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!