Электронная регистрация: пошаговый алгоритм
О чем статья:
- как через веб-портал ЕГР зарегистрировать юридическое лицо;
- как зарегистрировать изменения и (или) дополнения, вносимые в устав уже действующей организации.
В настоящее время государственная регистрация юридического лица возможна посредством электронного документа через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Шаг 1. Согласование наименования
Согласовать наименование создаваемого юридического лица с регистрирующим органом необходимо до подачи документов на государственную регистрацию (п. 12 Положения о регистрации). Сделать это можно через веб-портал ЕГР. При этом электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) не нужна.
При согласовании наименования посредством портала заявление заполняет:
- физическое лицо, выступающее учредителем юридического лица;
- руководитель или иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительным документом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, если в качестве учредителя выступает юридическое лицо (п. 7 Положения о регистрации).
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).
Справочно:
порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, а также требования к наименованиям определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 «Об утверждении Положения о согласовании наименования коммерческих и некоммерческих организаций» и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».
Порядок действий На странице портала, предназначенной для согласования наименования (http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=eJurReorgCreate), следует нажать красную кнопку «Проверить» и перейти на страницу с базой данных наименований юридических лиц, содержащихся в ЕГР. На данной странице необходимо заполнить все строки и получить информацию о том, зарегистрировано ли выбранное вами наименование юридического лица. После того как вы определите «свободное» наименование, следует вернуться на страницу согласования и выбрать способ, с помощью которого будет представлен пакет документов для согласования наименования. Выбираем «С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-ПОРТАЛА». После этого ниже появляются ссылка на заполнение заявления, а также важная справочная информация. При заполнении электронного заявления целесообразно предложить сразу несколько вариантов незарегистрированных наименований. Это позволит сэкономить время, если ваш приоритетный вариант наименования не согласуют. |
В случаях, установленных законодательством, к заполненному заявлению должны быть прикреплены документы в формате .pdf размером не более 5 Мб. Такими документами могут быть: – доверенность, если заявление о согласовании подает представитель от своего имени; – разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или наименований других юридических лиц. |
Справка о согласовании (об отказе в согласовании) направляется по адресу электронной почты, указанному в заявлении, не позднее следующего рабочего дня с даты направления заявления.
Срок действия справки о согласовании наименования – 1 месяц со дня согласования наименования.
Шаг 2. Получение ЭПЦ
Регистрация через портал возможна только при наличии ЭЦП!
Получить ключи ЭЦП можно в центрах регистрации РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» или региональных регистрационных центрах республиканского удостоверяющего центра ГосСУОК (далее – РУЦ). Процедура выдачи ЭЦП определяется Регламентом соответствующего центра. Как правило, процедура получения везде одинакова.
Справочно:
на сайте Национального центра электронных услуг размещена вся необходимая информация для получения ЭЦП с приложением необходимых форм документов (https://nces.by/pki/ruc/order/initial-registration/).
Порядок действий При первом получении ЭЦП обязательно нужно пройти процедуру регистрации абонента. В частности, необходимо: – ознакомиться с Регламентом РУЦ и Политикой применения сертификатов открытых ключей; – оплатить услугу РУЦ. Полное название услуги по регистрации – регистрация с выпуском сертификата и выдачей носителя ключевой информации; – подготовить и подать в РУЦ документы для получения ЭЦП; – лично получить в РУЦ личный ключ ЭЦП. |
Издание сертификата юридического лица на 2 года с дополнительным атрибутным сертификатом для работы с системами ФСЗН (лучше приобретать с этой возможностью) с выдачей носителя ключевой информации (ПО для использования ЭЦП на USB-носителе) AvPass обойдется в 95 рублей 28 копейки.
Шаг 3. Подача документов на регистрацию в электронном виде
Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган в виде электронных документов надо представить:
- заявление по форме, установленной Министерством юстиции;
- устав юридического лица (учредительный договор) в формате .doc, .rtf или. odt.
Документы, представляемые в регистрирующий орган и направляемые регистрирующим органом посредством веб-портала, должны быть подписаны ЭЦП (п. 4 Инструкции № 1164).
Обратите внимание! В отношении формы подаваемых на регистрацию документов следует соблюдать строго установленные правила:
1) заявление заполняется по форме, размещенной на портале;
2) устав юридического лица (учредительный договор) размещается в формате .doc, .rtf или .odt;
3) все иные документы прикрепляются только в формате .pdf (п. 5 Инструкции № 1164).
Документ:
Инструкция о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 (далее – Инструкция № 1164).
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение).
Порядок действий Для заполнения заявления необходимо в личном кабинете портала выбрать соответствующий подраздел в разделе «юридическое лицо». С заявлением работать удобно: некоторые графы заполняются автоматически после заполнения основной. Также всплывают определенные окна (при выборе адресов, видов документов), которые позволяют экономить время и снижают вероятность допущения ошибки. В пакет документов для регистрации входят (по необходимости): – устав (учредительный договор) в формате .doc, .rtf или. оdt; – протокол, сканированный в формате .pdf; – доверенность(ти), сканированная(ые) в формате .pdf; – легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), сканированная в формате .pdf, – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями; – копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), сканированная в формате .pdf, – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами; – опись вложения документов в формате .rtf. или .doc (готовится в произвольной форме). После подготовки перечня прикрепляемых документов и подготовки описи вложения таких документов в произвольной форме необходимо: – упаковать все файлы, которые необходимо направить в регистрирующий орган, в .zip архив. Объем данного архива не должен превышать 20 Мб; – прикрепить данный архив к заявлению. После нужно просто нажать кнопку «Готово», далее портал уведомит о том, какое действие вы совершаете, необходимо нажать «Ок» – и документы отправятся в соответствующий регистрирующий орган. Поступившие в регистрирующий орган электронные документы принимаются уполномоченным сотрудником этого органа, а на портал в автоматическом режиме направляется подтверждение о приеме документов. |
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа рассматривает состав представленных электронных документов и содержание заявлений.
Справочно:
портал ЕГР и некоторые его функции доступны любому лицу вне зависимости от наличия или отсутствия у него ЭЦП. Посмотреть возможности портала можно по ссылке: http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=Possibility.
При отсутствии оснований для неосуществления государственной регистрации, предусмотренных в Положении, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день получения электронных документов осуществляет государственную регистрацию и направляет на веб-портал подписанное ЭЦП уведомление об осуществлении государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции, а также электронные документы, свидетельствующие о государственной регистрации.
Уведомление о постановке на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» (его обособленном подразделении) направляется на портал в автоматическом режиме в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГР записи о государственной регистрации (срок аналогичен при личной подаче).
При наличии оснований для неосуществления государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день получения электронных документов направляет на портал подписанное ЭЦП уведомление о неосуществлении государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием оснований ее неосуществления (хотя бывают случаи нарушения этого срока).
В случае нарушения предусмотренного Инструкцией № 1164 порядка представления электронных документов, указанных в пп. 9–12 Инструкции № 1164, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день получения таких документов направляет на портал подписанное ЭЦП уведомление о невнесении соответствующих сведений в ЕГР с указанием оснований их невнесения.
Стоит также отметить, что портал предоставляет возможность:
– для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор);
– подачи уведомления об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации;
– подачи уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Справочно:
представленные электронные документы не рассматриваются в случае получения регистрирующим органом в письменном виде либо по электронной почте информации от владельца личного ключа ЭЦП о том, что тайна личного ключа ЭЦП нарушена.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
157
-
149
-
131
-
129
-
125
-
120