Экономическая концентрация: когда и как нужно получать согласие МАРТ на создание и реорганизацию юридического лица?
О чем статья:
описываются условия экономической концентрации, при которых необходимо согласие МАРТ, процедура его получения и причины отказа.
Одной из обязательных процедур при создании или осуществлении реорганизации юридического лица является получение согласия Министерства антимонопольного регулирования торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) на экономическую концентрацию. Получение согласия МАРТ на экономическую концентрацию имеет важное правовое значение, так как его отсутствие может повлечь признание судом недействительной государственной регистрации субъектов хозяйствования с взысканием в бюджет доходов такой организации за весь период деятельности (абзац третий п. 26 Положения № 1; п. 1 ст. 51 Закона № 94-З).
В каких случаях нужно получать согласие МАРТ на экономическую концентрацию при создании и реорганизации?
Закрытый перечень случаев, при которых нужно получать согласие МАРТ на экономическую концентрацию, предусмотрен п. 1 ст. 33 Закона № 94-З. Среди данных случаев в т.ч. осуществление реорганизации и создания юридических лиц.
Обратите внимание!
Пунктом 1 ст. 32 Закона № 94-З предусмотрен перечень действий и сделок, которые признаются экономической концентрацией. Но не на все такие действия и сделки нужно получать согласие МАРТ на экономическую концентрацию – только на те, которые указаны в п. 1 ст. 33 Закона № 94-З.
С согласия МАРТ осуществляется:
1. реорганизация хозяйствующих субъектов – юридических лиц в форме слияния или присоединения (подп. 1.1 п. 1 ст. 32, абзац второй п. 1 ст. 33 Закона № 94-З):
- если балансовая стоимость активов одной из (в данном случае имеется в виду «как минимум одна из». – Прим. авт.) реорганизуемых организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает 200 000 базовых величин (далее – БВ) (в настоящее время – 5 400 000,00 бел. руб.[1]);
- если объем выручки одной из (в данном случае имеется в виду «как минимум одна из». – Прим. авт.) реорганизуемых организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 400 000 БВ (в настоящее время – 10 800 000,00 бел. руб.);
- если одна из (в данном случае имеется в виду «как минимум одна из». – Прим. авт.) данных реорганизуемых организаций включена в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
- если одна из (в данном случае имеется в виду «как минимум одна из». – Прим. авт.) данных реорганизуемых организаций включена в Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Исключения:
- Если реорганизация осуществляется (п. 8 ст. 33 Закона № 94-З):
- хозяйственным обществом и юридическим лицом, которое обладает более чем 50 % общего количества голосов в этом хозяйственном обществе;
- лицами, у которых более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица;
- унитарными предприятиями, собственником имущества которых является одно и то же лицо.
- В случаях, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь (абзац первый п. 1 ст. 33 Закона № 94-З).
Обратите внимание!
В вышеперечисленных случаях о совершении экономической концентрации обязательно нужно уведомить МАРТ (п. 9 ст. 33 Закона № 94-З). Уведомление представляется по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 62;
2. реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества (ст. 35 Закона № 94-З);
Справочно:
реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества не является экономической концентрацией согласно ст. 32 Закона № 94-З, однако получение согласия МАРТ, так же, как и при экономической концентрации, регламентируется Инструкцией № 62.
3. создание холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений (далее – объединения) (подп. 1.3 п. 1 ст. 32, абзац третий п. 1 ст. 33 Закона № 94-З):
- если суммарная балансовая стоимость активов учредителей создаваемых объединений, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает 200 000 БВ (в настоящее время – 5 400 000,00 бел. руб.);
- если суммарный объем выручки учредителей создаваемых объединений от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году создания, превышает 400 000 БВ (в настоящее время – 10 800 000,00 бел. руб.);
- если один из (в данном случае имеется в виду «как минимум один из». – Прим. авт.) учредителей создаваемых объединений включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
- если один из (в данном случае имеется в виду «как минимум один из». – Прим. авт.) учредителей создаваемых объединений включен в Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Условия исключения идентичны вышеописанным относительно реорганизации хозяйствующих субъектов – юридических лиц в форме слияния или присоединения. Уведомление МАРТ также обязательно по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 62;
4. включение хозяйствующего субъекта – юридического лица в состав участников холдинга (подп. 1.3 п. 1 ст. 32, абзац четвертый п. 1 ст. 33 Закона № 94-З);
5. создание коммерческой организации (подп. 1.2 п. 1 ст. 32, абзац пятый п. 1 ст. 33 Закона № 94-З). Условия применения представлены в таблице.
Условия для получения согласия МАРТ при создании коммерческой организации
Не признаются экономической концентрацией действия (подп. 3.4–3.5 п. 3 ст. 32 Закона № 94-З):
- по реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования, если собственник имущества реорганизуемого унитарного предприятия в результате такой реорганизации становится единственным учредителем (участником) хозяйственного общества, за исключением реорганизации, осуществляемой в соответствии со ст. 35 Закона № 94-З хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
- по реорганизации юридического лица в форме преобразования, если состав участников реорганизуемого юридического лица и распределение принадлежащих им голосующих акций (долей в уставном фонде) в результате такой реорганизации не изменяются, за исключением реорганизации, осуществляемой в соответствии со ст. 35 Закона № 94-З, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Когда нужно получать согласие МАРТ на экономическую концентрацию?
Согласие МАРТ на экономическую концентрацию необходимо получать до совершения действий по экономической концентрации (часть вторая п. 2 ст. 32 Закона № 94-З).
Справочно:
МАРТ рассматривает обращения о соответствии соглашений и действий хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству (абзац четвертый ст. 14 Закона № 94-З), поэтому при наличии сомнений, является ли в конкретном случае создание или реорганизация юридического лица экономической концентрацией, можно направить соответствующее обращение в МАРТ.
В каком порядке получается согласие МАРТ на экономическую концентрацию?
Порядок получения согласия МАРТ на экономическую концентрацию предусмотрен Инструкцией № 1.
Для получения согласия МАРТ на экономическую концентрацию в территориальные органы МАРТ хозяйствующие субъекты представляют (п. 2 ст. 33 Закона № 94-З):
- заявление о выдаче документа о согласии (далее – заявление);
- документы и (или) сведения.
Требования к содержанию заявления установлены п. 7 Инструкции № 1. Единая форма заявления не установлена.
Требования к документам и (или) сведениям установлены пп. 8–13 Инструкции № 1 и Единым перечнем:
- п. 2.3 – для выдачи документа о согласии на объединения, реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния и присоединения;
- п. 2.4 – для выдачи документа о согласии на создание холдинга, включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании;
- п. 2.5 – для выдачи документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках, в форме преобразования в акционерное общество;
- п. 2.71 – для выдачи документа о согласии на создание коммерческой организации.
В какой срок МАРТ выдает согласие на экономическую концентрацию?
МАРТ выдает согласие на экономическую концентрацию в течение 30 календарных дней с момента получения заявления и прилагаемых к нему документов (п. 5 ст. 33 Закона № 94-З).
В течение какого срока действительно согласие МАРТ на экономическую концентрацию?
Решение МАРТ о согласии на экономическую концентрацию действительно в течение одного года со дня принятия решения (п. 7 ст. 33 Закона № 94-З). Поэтому реорганизацию следует провести в указанный период. По истечении данного срока получать согласие МАРТ на экономическую концентрацию необходимо будет заново (продления или восстановления срока действия согласия МАРТ не предусмотрено).
Какие основания для отказа в выдаче согласия МАРТ на экономическую концентрацию?
Подпунктом 5.2 п. 5 ст. 33 Закона № 94-З предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в выдаче согласия МАРТ на экономическую концентрацию:
- такие действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
- при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности экономической концентрации, является недостоверной и (или) неполной.
Справочно:
если согласие МАРТ на экономическую концентрацию запрашивает физическое лицо, то оно представляет документы и (или) сведения согласно требованиям, установленным к хозяйствующим субъектам (подп. 2.2 п. 2 ст. 33 Закона № 94-З).
Исключения: если участники экономической концентрации докажут, что их действия, несмотря на наличие оснований для отказа в выдаче согласия на экономическую концентрацию, имеют или могут иметь своим результатом (п. 6 ст. 33 Закона № 94-З):
- совершенствование изготовления (производства), реализации товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров, изготовленных (произведенных) в Республике Беларусь, на мировом товарном рынке;
- получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.
Обратите внимание!
Решение МАРТ об отказе согласия на экономическую концентрацию должно быть мотивированным (подп. 5.2 п. 5 ст. 33 Закона № 94-З).
Документы:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение № 1).
Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Закон № 94-З).
Инструкция о порядке предоставления в антимонопольный орган уведомлений, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.08.2018 № 62 (Инструкция № 62).
Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 1 (Инструкция № 1).
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (Единый перечень).
[1]* Одна базовая величина с 01.01.2020 составляет 27,00 бел. руб. (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119