Договоры на техобслуживание и ремонт медтехники: влияние изменений с 3 июля 2020 года
Главное в статье:
- рассмотрены способы расторжения договора на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники с сервисной организацией, не имеющей с 03.07.2020 заключения на право выполнения услуг (работ) по договору.
3 июля 2020 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке техобслуживания медтехники. В соответствии с изменениями с указанной даты юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы и оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники при наличии заключения о возможности проведения работ (услуг) по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения, выданного Министерством здравоохранения Республики Беларусь (п. 3 Инструкции о порядке техобслуживания медтехники). Выдача данного заключения осуществляется в порядке совершения административной процедуры в соответствии с подп. 10.29.4 п. 10.29 Единого перечня админпроцедур. Без него сервисная организация не вправе выполнять указанные работы (услуги).
Справочно:
ранее право на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники субъектам хозяйствования давало специальное разрешение (лицензия) на медицинскую деятельность, включающую соответствующие работы и услуги, которые составляют данный вид деятельности, выданное Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Вполне может быть, что некоторые учреждения здравоохранения столкнулись с ситуацией, когда сервисная организация утратила право на выполнение работ (оказание услуг) по техобслуживанию и ремонту медтехники по уже заключенному договору вследствие отсутствия соответствующего заключения Министерства здравоохранения.
Рассмотрим, что делать с такими договорами в зависимости от того, заключены они по результатам проведения процедуры государственной закупки или же за счет собственных средств.
Договор госзакупки
Закон о госзакупках регулирует в т.ч. не только отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора. В частности, данные вопросы регулируются ст. 25 Закона о госзакупках.
Расторжение договора допускается (п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках):
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора в случаях, если поставщик (подрядчик, исполнитель):
- не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, представляемыми для подготовки предложения;
- представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
1. Расторжение договора по соглашению сторон
Это основание реализуется посредством заключения между учреждением здравоохранения как заказчиком и сервисной организацией соглашения о расторжении договора.
Обратите внимание!
Соглашение об изменении или расторжении договора госзакупки совершается в той же форме, что и договор (п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках).
Для заключения такого соглашения необходимо согласие сервисной организации. Если же исполнитель (подрядчик) отказывается расторгнуть договор по соглашению сторон, то необходимо либо провести переговоры и разъяснить другой стороне, почему действие договора не может быть сохранено, например, со ссылкой на п. 1 ст. 387 ГК, либо придется использовать второе основание расторжения договора – по решению суда.
Справочно:
если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (п. 1 ст. 387 ГК).
2. Расторжение договора по решению суда
В рассматриваемой ситуации для расторжения договора учреждению здравоохранения как заказчику необходимо обратиться в суд. Однако для того, чтобы суд принял решение о расторжении договора по требованию заказчика, необходимы определенные основания.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только (п. 2 ст. 420 ГК):
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных ГК и иными актами законодательства или договором.
В рассматриваемой ситуации нас интересуют иные случаи, предусмотренные ГК. Одним из таких случаев, который подходит к данной ситуации, на наш взгляд, является указанное в пп. 1, 2 ст. 421 ГК. В соответствии с нормами данной статьи ГК существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Справочно:
существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (часть вторая п. 2 ст. 420 ГК).
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Рекомендация
Если исполнитель противится расторгнуть договор по соглашению сторон, следует направить ему требование о расторжении договора со ссылкой на приведенные положения пп. 1, 2 ст. 421 ГК. Направление такого требования также является необходимым и по причине того, что в силу п. 2 ст. 421 ГК направление в суд требования о расторжении договора возможно только после получения отказа второй стороны расторгнуть договор по соглашению сторон.
3. Односторонний отказ заказчика
В п. 3 ст. 25 Закона о госзакупках установлено, что не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной, за исключением случаев, установленных п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках.
В отсутствие со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушений договора госзакупки односторонний отказ заказчика от исполнения договора допускается только в двух случаях (п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках):
- если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал установленным заказчиком требованиям или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры закупки, по результатам которой был заключен договор;
- в случае непредоставления участником-победителем обеспечения исполнения обязательств (части первая, вторая п. 4 ст. 26 Закона о госзакупках).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отсутствии со стороны подрядчика (исполнителя) ненадлежащего исполнения своих договорных обязательств у учреждения здравоохранения как заказчика нет права на односторонний отказ от исполнения ранее заключенного договора на техобслуживание и ремонт медтехники.
В то же время продолжать договорные отношения с сервисной организацией, не имеющей права на выполнение работ (услуг) по техобслуживанию и ремонту медтехники без заключения Министерства здравоохранения, для заказчика неприемлемо. Поэтому необходимо обратиться к двум вышеперечисленным случаям, когда допускается расторжение договора госзакупки.
Договор негосударственной закупки
В таком случае необходимо рассмотреть две ситуации:
- договор на техобслуживание медтехники заключен в соответствии с порядком осуществления закупок за счет собственных средств, разработанным и утвержденным на основании постановления № 229 или соответствующих решений Советов депутатов;
- договор заключен без проведения процедуры закупки за счет собственных средств, т.е. путем свободного выбора сервисной организации из числа имеющихся на рынке.
Обратите внимание!
В обеих ситуациях учреждения здравоохранения как заказчики вправе расторгнуть договор по соглашению сторон или через суд по аналогии с расторжением договора государственной закупки.
Касательно же одностороннего отказа от исполнения договора ситуация в приведенном случае отличается от рассмотренной выше.
Как было указано выше, издание акта государственного органа, в силу которого исполнение обязательства становится невозможным, влечет прекращение такого обязательства (п. 1 ст. 387 ГК).
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не вытекает из законодательства или договора (ст. 291 ГК).
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п. 3 ст. 420 ГК).
Таким образом, право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено как законодательством, так и непосредственно договором.
Если такая возможность предусмотрена договором, учреждение здравоохранения вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Однако если договором такое право не предусмотрено, то следует обратиться к п. 1 ст. 736 ГК: заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Таким образом, установив факт невозможности со стороны исполнителя выполнять услуги по техобслуживанию медтехники, заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании п. 1 ст. 736 ГК при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Справочно:
ремонт и техническое обслуживание медицинского и хирургического оборудования отнесены к различным видам услуг (коды 33.13.12 и 33.14.19.200 ОКРБ 0072012).
Аналогичная ситуация возникает и в случае, если договор заключен на основании постановления № 229 или соответствующих решений Советов депутатов. Данные нормативные акты не регулируют вопросы изменения и расторжения договора. Соответственно в этом случае учреждению здравоохранения также необходимо будет применять общие нормы законодательства, регулирующие вопросы расторжения договора.
Документы:
Инструкция о порядке организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 № 78 (Инструкция о порядке техобслуживания медтехники).
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (Единый перечень админпроцедур).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 0072012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (ОКРБ 0072012).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
145
-
139
-
124
-
121
-
116
-
114