Директор, главбух и их заместители: правила применения законодательства о борьбе с коррупцией
Образец антикоррупционного обязательства для должностных лиц государственных организаций: руководителей (их заместителей), главных бухгалтеров см. в рубрике «Правильный документ» на с. 31 журнала.
У нас в гостях Людмила Шерснёва, юрист-лицензиат, медиатор.
Что обсудили:
- Может ли главный бухгалтер входить в состав комиссии по противодействию коррупции или быть председателем наблюдательного совета.
- Должности, которые (не) могут занимать близкие родственники в одной и той же организации.
– В государственной организации один близкий родственник занимает должность начальника подразделения, а другой – специалист. Не нарушается ли Закон № 305-З?
– Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ст. 27 ТК). Аналогичная норма содержится в части второй ст. 18 Закона № 305-З.
Таким образом, согласно ТК и Закону № 305-З ограничение совместной работы близких родственников распространяется только на государственные организации и их обособленные подразделения (т.е. филиалы и представительства) и только на занятие должностей, перечень которых установлен законом (руководитель, главный бухгалтер и их заместители, кассир). Следовательно, если должность одного из близких родственников (супругов, свойственников) попадает в приведенный перечень, а должность другого не относится к нему, то законодательство о борьбе с коррупцией не ограничивает возможность их совместной работы.
– Может ли главный бухгалтер ООО входить в состав комиссии по противодействию коррупции либо это будет нарушением требований законодательства о борьбе с коррупцией, в частности запрета главному бухгалтеру входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации?
– Статья 19 Закона № 305-З содержит запрет руководителю (его заместителю), главному бухгалтеру (его заместителю) организации входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Контрольным органом хозяйственного общества является ревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества. Общим собранием участников хозяйственного общества могут быть образованы и иные контрольные органы, если это предусмотрено уставом (часть четвертая ст. 33 Закона № 2020-XII).
Таким образом, если уставом ООО не предусмотрено, что комиссия по противодействию коррупции является его иным контрольным органом, то ограничения, предусмотренные ст. 19 Закона № 305-З, не распространяются на главного бухгалтера, и в этом случае главный бухгалтер может входить в состав комиссии по противодействию коррупции.
– Могут ли в одной бюджетной организации работать вместе руководитель (директор) и юрисконсульт (специалист по закупкам), если они супруги?
– Напрямую запрет, установленный ст. 27 ТК, частью второй ст. 18 Закона № 305-З, касается только совместной работы близких родственников в государственных организациях и их обособленных подразделениях (т.е. филиалах и представительствах) и только занятия должностей, перечень которых установлен законом (руководитель, главный бухгалтер и их заместители, кассир).
Должности «юрисконсульт» и «специалист по закупкам» в указанный перечень не входят, поэтому совместная работа родственников в такой ситуации формально возможна. Однако возможен конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (ст. 1 Закона № 305-З). В связи с этим целесообразно, чтобы в рассматриваемой ситуации супруг(-а), занимающий(-ая) должность юрисконсульта (специалиста по закупкам), не находился(-лась) в непосредственной подчиненности (подконтрольности) у супруга(-и), занимающего(-ей) должность руководителя организации.
– Может ли мастер участка организации ЖКХ быть руководителем и учредителем фермерского хозяйства, если он подписал обязательство по соблюдению требований, предусмотренных Законом № 305-З?
– Государственные организации – это унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 13 ст. 1 Закона № 305-З).
В частности, государственными организациями являются республиканские и коммунальные унитарные предприятия (например, организации ЖКХ).
Лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, относятся к государственным должностным лицам (абз. 3 ст. 1 Закона № 305-З).
Государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение (абз. 2 части первой ст. 17 Закона № 305-З).
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (п. 1 ст. 1 Закона № 611-XII).
Таким образом, если мастер участка организации ЖКХ является государственным должностным лицом и подписал обязательство государственного должностного лица о соблюдении ограничений, предусмотренных Законом № 305-З, он не вправе быть руководителем и учредителем фермерского хозяйства.
– Вправе ли главный бухгалтер быть председателем наблюдательного совета (совета директоров) хозобщества с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 305-З?
– Совет директоров (наблюдательный совет) контрольным органом не является. Это орган управления обществом, к компетенции которого относятся вопросы общего руководства деятельностью хозяйственного общества (ст. 33, часть первая ст. 50 Закона № 2020-XII).
Главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено законодательством (часть вторая ст. 17 Закона № 305-З).
Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются учредителями общества (ст. 12 Закона № 2020-XII) и не являются должностными лицами. С ними не заключаются трудовые договоры (контракты), они не осуществляют трудовых функций по управлению обществом. Они принимают участие в управлении обществом через принятие решений по вопросам своей компетенции на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) и др., что не является трудовой деятельностью.
С учетом изложенного на главного бухгалтера, являющегося председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества, ограничения части второй ст. 17 Закона № 305-З не распространяются. Следовательно, главный бухгалтер общества вправе быть председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
– Может ли начальник службы охраны труда в ОАО, подписавший обязательство государственного должностного лица (содержащее все ограничения, установленные ст. 17 Закона № 305-З), работать на основании трудового договора (контракта) в другой коммерческой организации по своей специальности?
Из буквального прочтения части второй ст. 17 Закона № 305-З усматривается, что она распространяется, в частности, на руководителей организаций (в т.ч. государственных организаций).
В рассматриваемой ситуации служба охраны труда – это структурное подразделение, а начальник этой службы – руководитель структурного подразделения, должность которого хоть и связана с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, но не является должностью, в отношении которой Законом № 305-З установлен запрет на выполнение иной оплачиваемой работы.
С учетом изложенного начальник службы охраны труда ОАО вправе работать на основании трудового договора (контракта) в другой коммерческой организации даже при наличии подписанного по основному месту работы обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений. При этом по основному месту работы начальник службы охраны труда ОАО в рамках подписанного обязательства должен соблюдать меры недопущения действий, которые могут привести к использованию своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах (ст. 16 Закона № 305-З).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (Закон № 305-З).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).
Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Закон № 611-XII).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
122
-
120
-
115
-
113
-
109