Что за прошедший год изменилось в рекламе: резюмируем важные правила
Главное в статье:
- в 2021 г. изменения в правилах размещения рекламы происходили неоднократно. В статье приводятся наиболее значимые правила, о которых необходимо знать всем субъектам хозяйствования, задействованным в изготовлении, размещении и распространении рекламы.
Основные изменения в общих требованиях к рекламе
Снят запрет на привлечение иностранных организаций и граждан к изготовлению рекламы
В предыдущей редакции Закона № 225-З содержались нормы о том, что размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь. В том числе устанавливалось, что наружная реклама должна изготавливаться организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь, а рекламирование товаров должно осуществляться только с участием граждан Республики Беларусь.
Справочно:
не допускается использование имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей (абзац второй п. 9 ст. 10 Закона № 225-З). Аналогичного требования в отношении иностранных граждан нет, однако при использовании в рекламе образов иностранных граждан должны соблюдаться авторские права.
В новой редакции Закона № 225-З, вступившей в силу 08.07.2021, данное требование было исключено.
Теперь для изготовления рекламы белорусских товаров, в т.ч. наружной, разрешено привлекать иностранные организации и иностранных граждан, также разрешено использовать в рекламе образы иностранных граждан. Если рекламодатель захочет прорекламировать какой-либо товар с привлечением для этих целей иностранных медийных личностей, актеров, музыкантов или иных граждан, он вправе это сделать без каких-либо ограничений.
Дополнены требования к предупредительной и уточняющей информации в рекламе
В отношении предупредительной информации установлено требование о том, что при озвучивании такой информации в рекламе скорость озвучивания не должна создавать препятствия для ее восприятия.
Уточняющая информация должна также сопровождать сведения:
- о цене объекта рекламирования;
- скидках;
- наличии объекта рекламирования на рынке, возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте;
- основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара. Сюда же отнесены изображения наград и указания позиции в рейтинге (п. 7 ст. 10 Закона № 225-З).
Проведение торгов на размещение средств рекламы на государственном недвижимом имуществе
Статья 10 Закона № 225-З дополнена обязанностью проведения торгов на право на размещение средства рекламы, в т.ч. средства наружной рекламы, на государственном недвижимом имуществе.
В качестве исключения предусмотрены следующие случаи, когда торги проводить не нужно:
1) продление действия или переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы;
2) размещение на государственном недвижимом имуществе:
- средства рекламы, принадлежащего его владельцу;
- средства рекламы, специально не предназначенного, но используемого для рекламы (торговое оборудование, мебель, иные предметы и средства);
- вывески или иного средства рекламы об организации, гражданине, объекте, осуществляющих деятельность или расположенных в месте нахождения государственного недвижимого имущества, а также об их товарах, рекламных мероприятиях, скидках;
- средства наружной рекламы, на размещение которого не требуется соответствующего разрешения.
Порядок проведения таких торгов установлен Положением о проведении торгов № 395.
Закреплен запрет на рекламу и бесплатное распространение нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения
Исключение предусмотрено для рекламы, размещаемой (распространяемой) на сайтах производителей и импортеров в сети Интернет.
Запрещается также бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, в т.ч. использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия, нетабачные никотиносодержащие изделия или жидкости для электронных систем курения или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари.
Справочно:
нарушение перечисленных запретов влечет привлечение к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.9 КоАП с наложением штрафа до 100 базовых величин.
Изменения, которые следует учитывать при проведении рекламных мероприятий в магазинах и объектах общественного питания
Как и ранее, организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков запрещаются. Однако теперь данное требование не распространяется на рекламные мероприятия, проводимые в маркетинговых целях в объектах общественного питания (часть первая п. 2 ст. 17 Закона № 225-З).
Аналогичное правило устанавливается в отношении рекламных мероприятий, проводимых в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков.
Что это значит? Нововведения разрешают проводить рекламные мероприятия в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в объектах общественного питания. Круг субъектов, на которых распространяется данное исключение, не уточняется. Поэтому такие рекламные мероприятия вправе проводить как владельцы объектов общественного питания, так и третьи лица.
При этом необходимо учитывать следующее.
В новой редакции Закона № 225-З снят запрет на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков при проведении официальных мероприятий по решению государственных органов.
Также закреплено, что запрещено предоставление:
- более 5 л алкогольных напитков, пива или слабоалкогольных напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари;
- более 5 л пива или слабоалкогольных напитков одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания.
Справочно:
нарушение установленного порядка рекламы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3, 4 или 5 (в зависимости от правонарушения) ст. 13.9 КоАП.
Вышеназванные ограничения не распространяются на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных (слабоалкогольных) напитков и пива при проведении дегустаций в маркетинговых целях. Однако в данном случае необходимо помнить о соблюдении правил, установленных Положением № 193.
Изменения в правилах размещения наружной рекламы
Кратко напомним, что с 08.10.2021 была снова введена обязанность по согласованию содержания наружной рекламы с соответствующими исполнительными комитетами.
В Законе № 225-З сохранено требование об обязательном получении разрешения на размещение средств наружной рекламы (части первая и вторая п. 1 ст. 13 Закона № 225-З). Порядок выдачи разрешений на размещение средств наружной рекламы закреплен в Положении о порядке выдачи разрешения на рекламу № 395.
Рекомендации субъектам хозяйствования
При размещении рекламы независимо от способов и средств субъектам хозяйствования необходимо проверять, соответствует ли реклама общим требованиям, установленным в ст. 10 Закона № 225-З.
С учетом нововведений 2021 г. следует помнить, что использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе требует получения их письменного согласия.
При проведении рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива учитывайте, что единственное разрешенное место для них – это объекты общественного питания. При розыгрыше призов и подарков нельзя превышать максимально разрешенные объемы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, выдаваемых одному лицу в качестве подарка.
При выборе места и способа рекламы табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения необходимо учитывать все запреты, установленные Законом № 225-З.
При размещении наружной рекламы субъект хозяйствования обязан получить разрешение на размещение средства наружной рекламы и согласовать ее содержание с местным исполнительным и распорядительным органом.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон № 225-З).
Положение о порядке проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 (Положение о проведении торгов № 395).
Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях (КоАП).
Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 № 193 (Положение № 193).
Положение о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 (Положение о порядке выдачи разрешения на рекламу № 395).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
122
-
120
-
115
-
113
-
109