12 декабрь 2021
Страница № 17

    

    

    

    

   

Что за прошедший год изменилось в рекламе: резюмируем важные правила

Анна Солтанович, юрист SBH Law Offices

Главное в статье:

  • в 2021 г. изменения в правилах размещения рекламы происходили неоднократно. В статье приводятся наиболее значимые правила, о которых необходимо знать всем субъектам хозяйствования, задействованным в изготовлении, размещении и распространении рекламы.

 

Основные изменения в общих требованиях к рекламе

Снят запрет на привлечение иностранных организаций и граждан к изготовлению рекламы

В предыдущей редакции Закона № 225-З содержались нормы о том, что размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь. В том числе устанавливалось, что наружная реклама должна изготавливаться организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь, а рекламирование товаров должно осуществляться только с участием граждан Республики Беларусь.

 

Справочно:

не допускается использование имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей (абзац второй п. 9 ст. 10 Закона № 225-З). Аналогичного требования в отношении иностранных граждан нет, однако при использовании в рекламе образов иностранных граждан должны соблюдаться авторские права.

 

В новой редакции Закона № 225-З, вступившей в силу 08.07.2021, данное требование было исключено.

Теперь для изготовления рекламы белорусских товаров, в т.ч. наружной, разрешено привлекать иностранные организации и иностранных граждан, также разрешено использовать в рекламе образы иностранных граждан. Если рекламодатель захочет прорекламировать какой-либо товар с привлечением для этих целей иностранных медийных личностей, актеров, музыкантов или иных граждан, он вправе это сделать без каких-либо ограничений.

Дополнены требования к предупредительной и уточняющей информации в рекламе

В отношении предупредительной информации установлено требование о том, что при озвучивании такой информации в рекламе скорость озвучивания не должна создавать препятствия для ее восприятия.

Уточняющая информация должна также сопровождать сведения:

  • о цене объекта рекламирования;
  • скидках;
  • наличии объекта рекламирования на рынке, возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте;
  • основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара. Сюда же отнесены изображения наград и указания позиции в рейтинге (п. 7 ст. 10 Закона № 225-З).

 

Проведение торгов на размещение средств рекламы на государственном недвижимом имуществе

Статья 10 Закона № 225-З дополнена обязанностью проведения торгов на право на размещение средства рекламы, в т.ч. средства наружной рекламы, на государственном недвижимом имуществе.

В качестве исключения предусмотрены следующие случаи, когда торги проводить не нужно:

1) продление действия или переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы;

2) размещение на государственном недвижимом имуществе:

  • средства рекламы, принадлежащего его владельцу;
  • средства рекламы, специально не предназначенного, но используемого для рекламы (торговое оборудование, мебель, иные предметы и средства);
  • вывески или иного средства рекламы об организации, гражданине, объекте, осуществляющих деятельность или расположенных в месте нахождения государственного недвижимого имущества, а также об их товарах, рекламных мероприятиях, скидках;
  • средства наружной рекламы, на размещение которого не требуется соответствующего разрешения.

Порядок проведения таких торгов установлен Положением о проведении торгов № 395.

 

Закреплен запрет на рекламу и бесплатное распространение нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения

Исключение предусмотрено для рекламы, размещаемой (распространяемой) на сайтах производителей и импортеров в сети Интернет.

Запрещается также бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, в т.ч. использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия, нетабачные никотиносодержащие изделия или жидкости для электронных систем курения или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари.

 

Справочно:

нарушение перечисленных запретов влечет привлечение к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.9 КоАП с наложением штрафа до 100 базовых величин.

 

Изменения, которые следует учитывать при проведении рекламных мероприятий в магазинах и объектах общественного питания

Как и ранее, организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков запрещаются. Однако теперь данное требование не распространяется на рекламные мероприятия, проводимые в маркетинговых целях в объектах общественного питания (часть первая п. 2 ст. 17 Закона № 225-З).

Аналогичное правило устанавливается в отношении рекламных мероприятий, проводимых в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков.

Что это значит? Нововведения разрешают проводить рекламные мероприятия в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в объектах общественного питания. Круг субъектов, на которых распространяется данное исключение, не уточняется. Поэтому такие рекламные мероприятия вправе проводить как владельцы объектов общественного питания, так и третьи лица.

При этом необходимо учитывать следующее.

В новой редакции Закона № 225-З снят запрет на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков при проведении официальных мероприятий по решению государственных органов.

Также закреплено, что запрещено предоставление:

  • более 5 л алкогольных напитков, пива или слабоалкогольных напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари;
  • более 5 л пива или слабоалкогольных напитков одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания.

 

Справочно:

нарушение установленного порядка рекламы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3, 4 или 5 (в зависимости от правонарушения) ст. 13.9 КоАП.

 

Вышеназванные ограничения не распространяются на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных (слабоалкогольных) напитков и пива при проведении дегустаций в маркетинговых целях. Однако в данном случае необходимо помнить о соблюдении правил, установленных Положением № 193.

Изменения в правилах размещения наружной рекламы

Кратко напомним, что с 08.10.2021 была снова введена обязанность по согласованию содержания наружной рекламы с соответствующими исполнительными комитетами.

В Законе № 225-З сохранено требование об обязательном получении разрешения на размещение средств наружной рекламы (части первая и вторая п. 1 ст. 13 Закона № 225-З). Порядок выдачи разрешений на размещение средств наружной рекламы закреплен в Положении о порядке выдачи разрешения на рекламу № 395.

 

Рекомендации субъектам хозяйствования

При размещении рекламы независимо от способов и средств субъектам хозяйствования необходимо проверять, соответствует ли реклама общим требованиям, установленным в ст. 10 Закона № 225-З.

С учетом нововведений 2021 г. следует помнить, что использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе требует получения их письменного согласия.

При проведении рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива учитывайте, что единственное разрешенное место для них – это объекты общественного питания. При розыгрыше призов и подарков нельзя превышать максимально разрешенные объемы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, выдаваемых одному лицу в качестве подарка.

При выборе места и способа рекламы табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения необходимо учитывать все запреты, установленные Законом № 225-З.

При размещении наружной рекламы субъект хозяйствования обязан получить разрешение на размещение средства наружной рекламы и согласовать ее содержание с местным исполнительным и распорядительным органом.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон № 225-З).

Положение о порядке проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 (Положение о проведении торгов № 395).

Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях (КоАП).

Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 № 193 (Положение № 193).

Положение о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 (Положение о порядке выдачи разрешения на рекламу № 395).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.