Что нужно учитывать после 8 октября при размещении рекламы?
Мы беседуем с Анной Солтанович, юристом SBH Law Offices.
Что обсудили:
- 8 июля 2021 г. вступила в силу редакция Закона № 225-З, которая затронула рекламные мероприятия в магазинах и объектах общественного питания.
- С 8 октября 2021 г. снова введена обязанность согласовывать содержание наружной рекламы с соответствующими исполнительными комитетами.
– Изменения Закона № 225-З, вступившие в силу летом текущего года, коснулись очень многих вопросов, начиная от терминов и заканчивая особенностями рекламы отдельных групп товаров.
Давайте остановимся на вопросе, волнующем субъектов торговли: что следует учитывать при проведении рекламных мероприятий в магазинах и объектах общественного питания?
– Как и ранее, организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков запрещаются. Однако теперь данное требование не распространяется на рекламные мероприятия, проводимые в маркетинговых целях в объектах общественного питания (часть первая п. 2 ст. 17 Закона № 225-З).
Аналогичное правило устанавливается в отношении рекламных мероприятий, проводимых в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков.
Что это значит? Нововведения разрешают проводить рекламные мероприятия в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в объектах общественного питания. Круг субъектов, на которых распространяется данное исключение, не уточняется. Поэтому такие рекламные мероприятия вправе проводить как владельцы объектов общественного питания, так и третьи лица.
При этом необходимо учитывать следующее. В новой редакции Закона № 225-З снят запрет на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков при проведении официальных мероприятий по решению государственных органов.
Также закреплено, что запрещено предоставление:
– более 5 л алкогольных напитков, пива или слабоалкогольных напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари;
– более 5 л пива или слабоалкогольных напитков одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания.
Указанные ограничения не распространяются на бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных (слабоалкогольных) напитков и пива при проведении дегустаций в маркетинговых целях. Однако в данном случае необходимо помнить о соблюдении правил, установленных Положением № 193.
Субъектам хозяйствования следует иметь в виду, что нарушение установленного порядка рекламы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3, 4 или 5 (в зависимости от правонарушения) ст. 13.9 КоАП.
– Какие новшества следует учитывать при размещении наружной рекламы?
– Прежде всего отметим, что обязанность получать разрешение на размещение наружной рекламы сохранена. Размещение средства наружной рекламы без наличия у рекламораспространителя разрешения соответствующего исполнительного комитета запрещается.
Исключение составляют средства наружной рекламы, перечисленные в приложении 2 к постановлению № 395 (к ним относятся, например, вывески; зонты, навесы, тенты, используемые при организации работы летних (сезонных) кафе; средства наружной рекламы на территориях пассажирских терминалов и аэропортов и т.д.).
Порядок выдачи разрешений на размещение средств наружной рекламы закреплен в специальном Положении, утвержденном постановлением № 395. Как и ранее, выдача разрешений осуществляется по принципу «одно окно».
– Обязаны ли субъекты хозяйствования снова согласовывать содержание наружной рекламы?
– Да, и мы хотим особенно обратить внимание на это новшество.
Ранее необходимо было согласовывать наружную рекламу с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом. Сейчас данная норма исключена из текста закона. Исключение составляет наружная реклама, связанная со специфическими товарами (работами, услугами), которую нужно согласовывать с Комитетом государственной безопасности (ст. 20-1 Закона № 225-З).
Однако 8 октября 2021 г. вступили в силу изменения в Декрет № 7, согласно которым субъекты хозяйствования вправе размещать наружную рекламу только после согласования содержания этой рекламы с местным исполнительным и распорядительным органом по месту ее размещения (распространения). Требование о согласовании рекламы относится и к рекламе на транспортном средстве. Исключения содержатся в подп. 4.6 п. 4 Декрета № 7.
Таким образом, несмотря на исключение из Закона № 225-З нормы о согласовании, обязанность субъектов хозяйствования по согласованию содержания наружной рекламы остается в силе в рамках измененного Декрета № 7.
– На что бы Вы рекомендовали обратить внимание субъектам хозяйствования при размещении рекламы?
– Мы рекомендуем обратить внимание на несколько очень важных вопросов.
Соблюдение общих требований к рекламе. При размещении рекламы, независимо от способов и средств, субъектам хозяйствования необходимо проверять, соответствует ли реклама общим требованиям, установленным в ст. 10 Закона № 225-З. С учетом недавних нововведений следует помнить, что использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе требует получения их письменного согласия. Если в рекламе используются образы иностранных граждан, то необходимо проконтролировать соблюдение авторских прав на объекты авторского права, использованные в рекламе. При этом получение согласия таких граждан на использование их образов или изображений в рекламе будет не лишним, хоть формально такого требования законодательство не устанавливает.
Реклама на сайтах в сети Интернет. При размещении субъектами хозяйствования рекламы на сайтах в доменной зоне .by, в т.ч. в белорусских интернет-магазинах, необходимо соблюдать все требования Закона № 225-З, так как эта реклама признается размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь. Что касается рекламы в иных доменных зонах, то такая реклама может быть признана распространяемой на территории Республики Беларусь в случае, если реклама геотаргетирована на территорию Беларуси, а также если она специально направлена на пользователей из Беларуси (например, в виде отдельного раздела на сайте для белорусских пользователей или если она выполнена на белорусском языке либо иными похожими способами нацелена на белорусских потребителей). Это особенно необходимо учитывать субъектам хозяйствования, которые размещают рекламу на иностранных сайтах, в частности, в иностранных интернет-магазинах, доступных в т.ч. и покупателям из Беларуси.
Справочно:
геотаргетинг – показ рекламы из различных источников в сети Интернет с учетом точного географического местоположения пользователя.
Реклама алкогольных напитков и табачных изделий. При проведении рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива следует учитывать, что единственное разрешенное место для них – это объекты общественного питания. При розыгрыше призов и подарков нельзя превышать максимально разрешенные объемы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, выдаваемых одному лицу в качестве подарка.
При выборе места и способа рекламы табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения необходимо учитывать все запреты, установленные Законом № 225-З.
Наружная реклама – только после получения разрешения и согласования содержания. При размещении наружной рекламы субъект хозяйствования обязан получить разрешение на размещение средства наружной рекламы и согласовать ее содержание с местным исполнительным и распорядительным органом. При разработке внешней рекламы следует учитывать требования, установленные Законом № 225-З к ее внешнему виду, размерам и иным параметрам, определяющим ее восприятие гражданами.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон № 225-З).
Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 № 193 (Положение № 193).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (постановление № 395).
Положение о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденное постановлением № 395 (Положение).
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
190
-
143
-
139
-
136
-
136
-
123






