11 ноябрь 2022
Страница № 12

    

    

    

    

   

Что нового в порядке лицензирования? (Комментарий к Закону № 213-З).

Григорий Батюлёв, начальник службы экономической безопасности, правового и кадрового обеспечения ОАО «МИСОМ ОП»

Важные детали:

  1. Закон № 213-З вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением положений, изложенных в ст. 314, касающихся особенностей лицензирования образовательной деятельности, которая вступила в силу с 21 октября 2022 г. и действует по 31 декабря 2022 г.             
  2. Закон № 213-З сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе № 450.

 

Какие виды деятельности подлежат лицензированию согласно Закону № 213-З?

Лицензированию подлежат 37 видов деятельности, указанных в Перечне лицензируемых видов деятельности (приложение 1 к Закону № 213-З) (далее – Перечень).

Перечень в основном соответствует ныне действующему (называемому несколько иначе) Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и организаций, который является приложением 1 к Положению № 450.

Однако есть и существенные отличия, о которых более подробно расскажем далее.

В новом Законе № 213-З имеется также приложение 2 – Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежат лицензированию (лицензирующий орган – МЧС).


На что не распространяется лицензирование?

Сферы деятельности, которые не подпадают под действие как Указа № 450, так и Закона № 213-З, обозначены в обоих этих законодательных актах одинаково, однако в новом Законе № 213-З они разграничены на 2 группы:

1) действие Закона № 213-З не распространяется (за исключением ст. 3 и 8) (ст. 2 Закона № 213-З):

– на деятельность, связанную со специфическими товарами (работами, услугами);

– деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

– внешнеторговую деятельность;

– деятельность, лицензируемую Национальным банком;

2) не подлежит лицензированию деятельность, осуществляемая Национальным банком, воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил Республики Беларусь и другими войсками и воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом судебных экспертиз, иными государственными органами, базами хранения медицинской техники и имущества Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (п. 1 ст. 14 Закона № 213-З).

Здесь важно отметить, что в Перечне Закона № 213-З присутствуют 4 вида деятельности, которые лицензируются уполномоченными органами не в соответствии с Законом № 213-З, а в ином установленном порядке.

Так, порядок лицензирования банковской деятельности (лицензирующий орган – Национальный банк) определяется БК, Законом № 164-З и нормативными правовыми актами Национального банка.

Три вида деятельности лицензируются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь:

– деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (лицензирующий орган – МЧС);

– деятельность, связанная с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации (лицензирующий орган – КГБ);

– деятельность, связанная с продукцией военного назначения (лицензирующий орган – Государственный военно-промышленный комитет).


Изменились ли требования, предъявляемые к соискателям на получение лицензий?

Прежде всего обращает на себя внимание появление нового термина «долицензионные требования», определяемого в ст. 1 Закона № 213-З как совокупность установленных Законом № 213-З требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии (в Положении № 450 аналогичные требования формулируются как «лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии»).

В соответствующих главах Закона № 213-З о тех или иных лицензируемых видах деятельности эти долицензионные требования конкретизируются.

Например, для вида деятельности «оказание юридических услуг» долицензионными требованиями являются (ст. 224 Закона № 213-З):

– для юридического лица – формирование штата из работников, включая руководителя организации и его заместителей (за исключением технического и вспомогательного персонала), с высшим юридическим образованием, не менее двух из которых имеют свидетельства. При этом работники, имеющие свидетельства, должны быть гражданами Республики Беларусь и работа у соискателя лицензии для них должна являться основным местом работы с обязательным заключением трудового договора с определением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде;

– для индивидуального предпринимателя – наличие гражданства Республики Беларусь, свидетельства, высшего юридического образования, стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, подтверждения о сдаче аттестационного экзамена.

Как правило, установление долицензионных требований влечет за собой проведение лицензирующим органом оценки (экспертизы) соот­ветствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям и (или) квалификационного (аттестационного) экзамена.


Какие меры воздействия могут быть приняты в отношении лицензиатов, нарушающих законодательство?

Лицензирующий орган вправе в случаях, предусмотренных Законом № 213-З, применить к лицензиату следующие меры воздействия (п. 1 ст. 34 Закона № 213-З):

– вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании;

– приостановление лицензии;

– прекращение лицензии.

Суд в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 39 Закона № 213-З, вправе принять решение о прекращении лицензии (п. 2 ст. 34 Закона № 213-З).

Также конкретизируются грубые нарушения законодательства о лицензировании, являющиеся основанием для прекращения лицензии.


Обратите внимание!

В новом Законе № 213-З отсутствует термин «аннулирование лицензии», который применяется в настоящее время (п. 88 Положения № 450).


Что с 01.01.2023 изменится в лицензировании конкретных видов деятельности?

Вводится лицензирование:

1) деятельности в области железнодорожного транспорта общего пользования (гл. 14 Закона № 213-З);

2) деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (порядок лицензирования определяется Президентом Республики Беларусь).

Разделены на 2 вида лицензируемой деятельности:

1) вид деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в т.ч. в сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, разделен:

– на «деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь»;

– «деятельность, связанная со сбором и распространением информации о физических лицах в целях знакомства»;

2) вид деятельности, связанной с оказанием юридических услуг, разделен:

– на «оказание юридических услуг»;

– «риэлтерская деятельность» (гл. 39 Закона № 213-З).

Дополнены новыми составляющими:

1) образовательная деятельность – восемью составляющими о реализации образовательных программ дошкольного, начального, базового и среднего образования, программ специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования, в т.ч. для лиц с интеллектуальной недостаточностью (гл. 31 Закона № 213-З);

2) фармацевтическая деятельность – составляющей «розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом» (гл. 42 Закона № 213-З);

3) деятельность в сфере игорного бизнеса – составляющей «содержание виртуального игорного заведения»;

4) розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями – двумя составляющими:

– «розничная торговля нетабачными никотиносодержащими из­делиями»;

– «розничная торговля жидкостями для электронных систем ку­рения».

Изменен подход к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов. Ныне действующий ограниченный перечень организаций, которые могут получать лицензии на эту деятельность (п. 168 Положения № 450), с 01.01.2023 утрачивает силу – и заготовкой (закупкой) лома и отходов черных и цветных металлов смогут заниматься любые юридические лица (гл. 18 Закона № 213-З).

Изменены названия видов деятельности:

1) «деятельность по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки» с 01.01.2023 будет именоваться «деятельность, связанная с разработкой и производством бланков и доку­ментов»;

2) «розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями» – «розничная торговля алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения»;

3) «деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий» – «производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий».

Расширен перечень работ и (или) услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности (гл. 13 Закона № 213-З), приведенный в приложении 2 к Закону № 213-З.

Уточнены названия работ и (или) услуг, составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности (гл. 19 Закона № 213-З).


Что означает переход к реестровому принципу подтверждения прав?

С 01.01.2023 будет осуществлен переход к реестровому принципу подтверждения прав исходя из того, что лицензия – это не разрешение на право осуществления деятельности (как имеет место сейчас согласно п. 2 Положения № 450), а само такое право (ст. 1 Закона № 213-З).

При этом для его подтверждения достаточно будет визуально свериться с данными Единого реестра лицензий. Таким образом, устраняется необходимость получения лицензии как документа (бумажного или электронного), а также исключаются связанные с этим затраты (на изготовление, хранение, транспортировку, размножение, внесение изменений и дополнений, получение дубликата документа в случае его утери и пр.).


Когда ожидается внедрение электронного документооборота в сфере лицензирования?

Направление соискателями лицензии, лицензиатами заявлений, уведомлений, прилагаемых к ним документов (сведений) в электронной форме через единый портал электронных услуг, лицензирующими органами уведомлений о принятых решениях, предписаний этих органов по вопросам лицензирования в электронной форме через единый портал электронных услуг будет осуществляться с 1 января 2024 г. (п. 6 ст. 315 Закона № 213-З).

Направление соискателями лицензии, лицензиатами заявлений, уведомлений, прилагаемых к ним документов (сведений) в электронной форме, лицензирующими органами уведомлений о принятых решениях, предписаний этих органов по вопросам лицензирования в электронной форме до 1 января 2025 г. может осуществляться с использованием национальной почтовой электронной системы, электронной почты, а при наличии технической возможности – с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, единого портала электронных услуг, иных информационных систем (ресурсов), определенных Советом Министров Республики Беларусь (п. 7 ст. 315 Закона № 213-З).


Документы:

Закон Республики Бела­русь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» (Закон № 213-З).

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Указ № 450).

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом № 450 (Положение № 450).

Банковский кодекс Республики Беларусь (БК).

Закон Республики Бела­русь от 19.04.2022 № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (Закон № 164-З).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.