7 июль 2018
Статья 7 из 20 ( Материал id: 1331 Журнал id: 117023 )
Страница № 22

Что изменится в законодательстве о рекламе

До 2 июня 2018 г. МАРТ выносил на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – Проект). В целом будущий закон отменяет ряд ограничений и согласований, что вполне может облегчить жизнь рекламщикам и маркетологам. Более подробно о планируемых изменениях в законодательстве о рекламе читайте в статье.

Декретом № 7 с 26 февраля 2018 г. либерализован порядок осуществления рекламной деятельности, в т.ч.:

1) субъектам хозяйствования предоставлено право не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы;

2) отменена процедура согласования наружной рекламы, рекламы на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами));

3) установлено, что разрешение на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение), продление действия разрешения и его переоформление осуществляется через местный исполнительный и распорядительный орган (далее – исполком) по принципу «одно окно» с сокращением сроков соответствующих административных процедур (см. табл.).

4) отказ в выдаче разрешения, продлении действия этого разрешения и его переоформлении должен быть основан на требованиях законодательства и может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или суд;

5) субъектам хозяйствования предоставлено право проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях в объектах общественного питания, осуществлять бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме не более 5 л одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания;

6) либерализована процедура проведения выставок и ярмарок путем предоставления субъектам хозяйствования права:

– самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь;

– организовывать и проводить ярмарки по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами только по месту их проведения.

В связи с указанными новациями Проект был подготовлен и прошел общественное обсуждение. Рассмотрим основные изменения в правовом регулировании рекламной деятельности.

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Реклама в СМИ

Корректируются требования к размещению рекламы в средствах массовой информации, в т.ч.:

– сняты запрет и ограничения, связанные с размещением (распространением) рекламы в детских передачах, включая детские художественные фильмы, и образовательных передачах продолжительностью более 15 минут. Предусматривается только требование о соответствии объекта рекламирования и содержания рекламы в детских передачах, включая детские художественные фильмы, особенностям детской и подростковой зрительской аудитории. В остальном размещение (распространение) рекламы в таких передачах предполагается на общих основаниях;

– предусматривается запрет на превышение эквивалентного уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над эквивалентным уровнем звука транслируемой программы, прерываемой рекламой. При этом предусматривается установление постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством связи и информатизации параметров соотношения и методы измерения указанных уровней звука.

Требования к наружной рекламе

В новой редакции изложена ст. 13 Закона о рекламе, посвященная наружной рекламе. В частности:

· сохранены нормы о том, что:

1) размещение средства наружной рекламы без наличия разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета (далее – исполком) запрещается. Перечень средств наружной рекламы, на которые не требуется разрешение, устанавливает Совет Министров Республики Беларусь;

2) в случае размещения средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов разрешение выдается после получения исполкомом согласования соответствующего управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, управления Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления Государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел областного исполнительного комитета, отдела Государственной автомобильной инспекции управления, отдела внутренних дел городского, районного исполнительного комитета, на территории которого размещается средство наружной рекламы;

3) в случае размещения средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2», без категории, на их территории и в зонах их охраны такое разрешение выдается после получения указанным местным исполнительным и распорядительным органом согласования эскиза средства наружной рекламы Министерства культуры Республики Беларусь;

· установлены общие требования к внешнему виду средств наружной рекламы:

1) надлежащее эстетическое и техническое состояние;

2) в случае размещения на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны средства наружной рекламы не должны создавать препятствия для визуального восприятия объемно-пространственных особенностей, элементов и деталей архитектурного декора этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей. При этом на памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны размещаться, как правило, отдельными буквами, знаками и (или) иными изображениями;

3) дополнительные требования к размещению средств наружной рекламы, направленные на обеспечение безопасности движения и защиту прав граждан, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;

· местным органам управления и самоуправления предоставлено право в своих решениях определять места на этих территориях, на которых размещение средств наружной рекламы не допускается либо допускается размещение таких средств определенных видов и (или) размеров.

Реклама лекарственных средств и алкогольных напитков

Изменены требования к рекламе лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище (далее – БАД), в т.ч.:

– отменяется согласование рекламы:

работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащей исключительно наименования этих работ и (или) услуг, их цену, обязательную к размещению в рекламе информацию и иную предусмотренную Законом о рекламе информацию;

содержащей исключительно торговые названия и (или) международные непатентованные наименования лекарственных средств, наименования изделий медицинского назначения или медицинской техники, их цену, обязательную к размещению в рекламе информацию и иную предусмотренную Законом о рекламе информацию;

– отменяется запрет на указание в рекламе форм материального поощрения (в т.ч. скидок) при приобретении лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, медицинской помощи, работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность или БАД.

Изменены требования к рекламе алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков:

– увеличено разрешенное время трансляции теле- и радиорекламы пива и слабоалкогольных напитков с 21:00 до 70:00 (вместо предусмотренного в настоящее время периода с 22:00 до 07:00);

– разрешено указание информации о потребительских свойствах, цене алкогольных напитков и иной информации не только на сайтах производителей, но и на сайтах поставщиков таких напитков;

– разрешено использование образов интервьюируемых руководителей и иных работников предприятий-производителей алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков в интервью о деятельности этих предприятий, содержащих рекламу указанных напитков.

Когда необходимо согласие потребителя рекламы

Введен ряд дополнительных запретов:

1) ограничена возможность распространения рекламы в жилых домах: размещение (распространение) рекламы путем ее доставки в жилое помещение, абонентский почтовый шкаф или индивидуальный почтовый ящик без согласия потребителя рекламы (собственника или иного законного владельца указанного имущества), оформленного в письменной или электронной форме, запрещается. Рекламодатель, рекламораспространитель обязаны по первому требованию указанного потребителя рекламы незамедлительно прекратить доставку ему рекламы.

Из данного правила предусмотрены 3 исключения:

– содержащие рекламу печатные средства массовой информации;

– совмещенные с рекламой извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями;

– реклама, размещаемая (распространяемая) в специально отведенных местах на общем имуществе жилых домов;

2) введено требование о получении предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы в письменной или электронной форме при распространении рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты.

Без получения такого согласия размещение (распространение) рекламы запрещается.

Ранее Закон о рекламе не содержал требований к форме такого согласия и его получению в предварительном порядке.

Исключение – оказание справочных или иных информационных услуг с использованием электросвязи.

Важные корректировки терминологии

Вносятся изменения в ряд терминов Закона о рекламе, в т.ч.:

– изменяется определение термина «рекламодатель». Под данное понятие подводится категория лиц, предоставляющих рекламу рекламораспространителям для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь (к примеру, это может быть рекламное агентство, получившее рекламу от иностранного партнера и предоставляющее ее рекламораспространителям для размещения (распространения) на территории республики). Внесение такой поправки в случае распространения на территории Республики Беларусь иностранной рекламы обеспечит наличие рекламодателя в лице организации или гражданина, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, ответственного за размещение (распространение) ненадлежащей рекламы:

– изменяется определение термина «средство наружной рекламы». Таковыми признаются не только технические, но и любые иные средства, специально предназначенные и (или) используемые для размещения (распространения) наружной рекламы. Данное изменение обусловлено совершенствованием средств рекламы, использованием в качестве таких средств различных материалов (например, создание цветочной рекламной композиции);

– изменяется определение термина «объект рекламирования». В него предлагается включить производственные объекты, торговые объекты, иные объекты обслуживания.

Другие важные изменения в Законе о рекламе

Проектом предусмотрены также следующие изменения.

1. Исключено требование об изготовлении рекламы отечественных товаров, продукции, работ, услуг и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, в т.ч. о рекламировании товаров, продукции, работ, услуг с использованием в такой рекламе только образов белорусских граждан.

2. Расширяется возможность использования иностранного языка в рекламе: предусматривается право на указание в рекламе на иностранном языке названий культурных мероприятий (к которым относятся в т.ч. гастрольные туры, шоу-программы, концерты и иные культурно-развлекательные мероприятия), спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград. Аналогичная поправка вносится в Закон Республики Беларусь от 26.01.1990 № 3094-XI «Аб мовах у Рэспублiцы Беларусь».

3. Из сферы действия Закона о рекламе исключается информация, содержащаяся в маркировке продукции (товаров, результатов работ).

4. Исключаются требования к оформлению ссылок, так как Закон о рекламе не предусматривает обязанности по указанию ссылок в рекламе.

5. Разрешается использование в рекламе третьими лицами изображений имущества организаций или граждан, полученных при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения и не являющихся основным объектом рекламирования.

6. Органам, регистрирующим акты гражданского состояния, разрешено размещать (распространять) рекламу в помещениях данных государственных органов.

7. Исключен ряд обязанностей рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя по представлению информации при производстве и (или) размещении (распространении) рекламы, в т.ч. документов, подтверждающих государственную регистрацию (регистрацию) организаций, в т.ч. иностранных и международных юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – постановление № 1497).

Изменения в постановлении № 1497

Изменения будут вноситься также в основополагающий подзаконный акт, регламентирующий порядок осуществления рекламной деятельности, – постановление № 1497:

– корректируются и соотносятся определения средств наружной рекламы: вывески, вывески рекламного характера, кронштейна, лайтпостера, надкрышной рекламной конструкции, настенной рекламной конструкции и электронного табло;

– вводится новое понятие средства наружной рекламы – панель, которой признается совокупность одинаковых последовательно размещенных на осветительных опорах технических средств, композиционно взаимоувязанных с целью эффективного доведения до потребителя рекламы – участника дорожного движения одинаковой наружной рекламы одного рекламодателя;

– уточняются требования к средствам наружной рекламы и местам их размещения. Фактически в Положение о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденное постановлением № 1497, переносятся с рядом корректировок нормы СТБ 1581-2008;

– регламентируется порядок размещения средства наружной рекламы в случае невозможности установки такого средства в месте, указанном в согласованном проекте привязки;

– уточняется порядок организации проведения торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности;

– срок действия разрешения на размещение вывески рекламного характера предусматривается равным сроку работы производственного объекта, торгового объекта и иного объекта обслуживания, для обозначения которого используется вывеска рекламного характера;

– предусматривается возможность модернизации рекламораспространителем средства наружной рекламы при условии сохранения размера площади рекламного поля и высоты опоры средства.

Документ:

Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.10.2008 № 53 (далее – СТБ 1581-2008).

 

Мария Жариловская, юрист, магистр права

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!