Что изменится в лизинговой деятельности с 1 сентября 2014 г. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99
1 сентября 2014 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее – Указ № 99), который существенно меняет условия и порядок осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь и затрагивает интересы как лизингодателей, так и лизингополучателей.
Одним из существенных нововведений является концептуальное изменение подхода к пониманию института лизинга. Так, действующее законодательство (ст. 636 ГК) рассматривает договор лизинга исключительно как предпринимательскую сделку, обе стороны которой являются субъектами хозяйствования. А вот с 1 сентября 2014 г. согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 99 в качестве лизингополучателей смогут выступать не только индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, но и юридические лица, не наделенные таким правом, а также физические лица.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
В качестве квалифицирующего признака договора лизинга будет рассматриваться приобретение лизингодателем имущества для целей передачи его в лизинг. Действующее законодательство предусматривает возможность заключения договоров так называемого «повторного лизинга» (п. 3 Положения о лизинге), однако с момента вступления в силу Указа № 99 имущество, ранее приобретенное лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, может передаваться лизингодателем только в аренду (но не в лизинг) (подп. 1.12 п. 1 Указа № 99).
Примечательным является то, что Указ № 99 не проводит разделение лизинга на финансовый и оперативный, которое стало уже устоявшимся в отечественном законодательстве (см. п. 3 Положения о лизинге), вводится разделение на лизинг с выкупом предмета лизинга и без такового.
Документ:
Положение о лизинге, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2010 № 865 (далее – Положение о лизинге).
Указ затронул целый ряд иных частноправовых аспектов лизинговой деятельности. Например, урегулированы некоторые аспекты сублизинга (подп. 1.7 п. 1 Указа № 99); уточнены некоторые права и обязанности лизингодателя, лизингополучателя и сублизингодателя (подп. 1.9–1.11 п. 1 Указа № 99), определены дополнительные (по отношению к установленным иными нормативными правовыми актами) существенные условия договора лизинга и сублизинга (подп. 1.8 п. 1 Указа № 99).
Обратите внимание!
С 1 сентября в договорах купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в лизинг, необходимо будет указывать не только то, что такое имущество предназначено для передачи по договору лизинга (п. 5 Положения о лизинге), но и конкретного лизингополучателя (подп. 1.8 п. 1 Указа № 99).
Справочно:
если договоры купли-продажи и лизинга были заключены до вступления в силу Указа № 99, то необходимость приводить их в соответствие с его требованиями отсутствует (п. 4 Указа № 99).
Наиболее существенные изменения произошли в регулировании публично-правовых аспектов лизинговой деятельности. С 1 сентября по общему правилу осуществлять лизинговую деятельность вправе будут только юридические лица (лизинговые организации), включенные Нацбанком в реестр лизинговых организаций (подп. 1.1 п. 1 Указа № 99). Условием включения лизинговой организации в реестр является формирование уставного фонда в размере не менее суммы, эквивалентной 50 тыс. евро (подп. 1.4 п. 1 Указа № 99). Для лизинговых организаций, осуществляющих на день вступления в силу Указа № 99 лизинговую деятельность, установлен переходный период: они включаются в реестр независимо от размера уставного фонда, однако к 1 июля 2016 г. обязаны сформировать свои уставные фонды в размере не менее суммы, эквивалентной 50 тыс. евро (на 1 июля 2015 г. – не менее 50 %; на 1 июля 2016 г. – в полном объеме).
Справочно:
на лизинговые организации возлагается обязанность составлять и представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию, а также раскрывать информацию об осуществляемой лизинговой деятельности и своем финансовом состоянии в объеме и порядке, установленных Указом № 99 и Нацбанком (подп. 1.6 п. 1 Указа № 99).
Некоторым категориям лиц предоставлено право осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр, а именно:
– юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии заключения не более 3 договоров лизинга в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам лизинга, заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин;
– иностранным организациям, осуществляющим лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
– юридическим лицам, имеющим право предоставлять имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
– банкам и небанковским кредитно-финансовые организации (подп. 1.1 п. 1 Указа № 99);
– юридическим лицам, осуществляющим лизинговую деятельность на дату вступления в силу Указа № 99 (до 1 марта 2015 г.; при намерении в дальнейшем осуществлять эту деятельность они должны до истечения указанного срока обратиться в Нацбанк для включения в реестр) (п. 3 Указа № 99).
Без включения в реестр вправе заключать договоры сублизинга лизингополучатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при условии, что в течение календарного года количество договоров сублизинга не превышает трех (подп. 1.7 п. 1 Указа № 99).
Важно!
Иностранным организациям при осуществлении лизинговой деятельности через постоянное представительство в Республике Беларусь необходимо учитывать следующее. Представительство коммерческой иностранной организации, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь, может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера (п. 4 Положения № 1189).
Вместе с тем представляется, что предоставление Указом № 99 иностранным организациям возможности осуществлять лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство без включения в реестр надо рассматривать как предоставление возможности открывать представительства коммерческой иностранной организации для осуществления на территории Республики Беларусь предпринимательской лизинговой деятельности. Отметим, что данная цель обязательно должна быть указана в положении о представительстве, утверждаемом иностранной организацией и предоставляемом в МИД для получения разрешения на открытие представительства (подп. 3 п. 8 Положения № 1189).
Документ:
Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189 (далее – Положение № 1189).
Полагаем, что со вступлением в силу Указа № 99 будут внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 636–641 ГК и в Положение о лизинге. До внесения изменений и дополнений указанные акты должны применяться в части, не противоречащей Указу № 99 (ст. 10 Закона об НПА).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон об НПА).
Надежда Газдюк, юрисконсульт
ОДО «Центр юридических услуг»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119