Что делать, если составлен акт о выявленных правонарушениях?
Всем знакома ситуация: в организации была проведена проверка, по итогам которой руководителю вручили акт о выявленных нарушениях. Руководитель обратился к юристу с вопросом: что делать? Рассмотрим, что можно в этой ситуации быстро предпринять, чтобы избежать привлечения к ответственности или смягчить ее, если избежать не удастся.
Важно!
При проведении любой проверки и при дальнейшем обжаловании ее результатов всегда необходимо помнить о следующих принципах, заложенных в Указе № 510:
– незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается;
– проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;
– в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
На основании этих принципов мы и должны строить наши действия.
Итак, в рассматриваемой нами ситуации вы должны внимательно ознакомиться с актом о выявленных правонарушениях, оценить правильность изложения проверяющими лицами фактов, документов и норм законодательства и решить, согласны вы с выводами, изложенными в акте, или нет.
В зависимости от вашего решения возможны следующие варианты действий.
1. Если вы не согласны с результатами проверки, то вы должны:
1) представить возражения;
2) подать жалобу в вышестоящий контролирующий орган или суд, т.е. стараться отложить наложение административной ответствен-
ности.
Шаг 1. Обязательно предупредите руководителя, что при подписании акта проверки нужно сделать запись о том, что организация с результатами проверки не согласна и будет представлять возражения.
Шаг 2. Составьте возражения по акту в виде письменного документа произвольной формы и подайте в орган, проводивший проверку, в срок 15 рабочих дней со дня подписания акта.
Проверяющий орган должен изучить представленные в возражении доводы и принять одно из двух вариантов решений:
– поставить в известность организацию не позднее чем через 15 дней после получения возражений;
– назначить повторную проверку не позднее 10 рабочих дней со дня получения возражений.
Шаг 3. После этого вы вправе обжаловать действия (бездействие) проверяющих либо в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (вышестоящему должностному лицу), либо в экономический суд. Можно осуществить оба эти действия одновременно, так как подача жалобы в административный орган не исключает права на подачу жалобы в суд.
Что вам это даст?
Действия по обжалованию документа всегда приостанавливают деятельность проверяющего (надзорного) органа по реализации акта проверки и наложению мер ответственности на субъект хозяйствования (его должностных лиц).
2. Если вы согласны с результатами проверки, то быстро устраните нарушения, чтобы в это время воспользоваться основаниями смягчения или освобождения от административной ответственности.
Шаг 1. Предпримите действия по устранению правонарушений, в частности возместите причиненный вред, устраните выявленное нарушение или выполните невыполненные обязательства в течение 3 дней со дня подписания акта проверки.
Шаг 2. Поставьте в известность орган, проводивший проверку, об устранении нарушений.
Что вам это даст?
Если предпринятые действия соответствуют признакам, предусмотренным ст. 5.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), то организация не будет привлечена к ответственности, так как такие действия уже не признаются административными правонарушениями.
В иных случаях предпринятые действия могут служить основанием смягчения или освобождения от административной ответственности на основании ст. 8.3 КоАП.
Что может быть основанием обжалования?
1. Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ).
Невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) либо нарушение установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являют-
ся основаниями для признания проверки незаконной.
2. Неясность и неточность изложения выявленных фактов в акте проверки.
Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.
Проверяющий несет ответственность также за размеры установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.
3. Отсутствие необходимых документов, прилагаемых к акту, либо исправления в самом акте проверки.
В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления.
Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).
4. Нарушение сроков при проведении проверки.
Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:
– индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, – 15 рабочих дней;
– иных проверяемых субъектов – 30 рабочих дней.
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать 3 рабочих дней.
Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней.
Юлия Кудрявец, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
129
-
129
-
125
-
120