Чем чреваты сделки с неблагонадежным контрагентом
Организация работы с контрагентами несет определенные риски для компании. По мере развития бизнеса, увеличения числа компаний-контрагентов расширяются и области возможных рисков. Перед заключением сделок субъектам хозяйствования следует учитывать, что отдельные категории контрагентов по объективным критериям могут быть отнесены к неблагонадежным, работа с которыми сопряжена с различного рода рисками: начиная от длительности взыскания задолженности и заканчивая возможностью привлечения к уголовной и субсидиарной ответственности.
При заключении любого договора следует учитывать, что если экономическая несостоятельность (банкротство) должника – юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника (часть вторая ст. 11 Закона о банкротстве).
Основанием для субсидиарной ответственности руководителя, иных уполномоченных должностных лиц организации, ее учредителей (участников) или «реальных собственников» могут послужить:
– заключение договора с проблемной или невозможной к взысканию дебиторской задолженностью при ненадлежащей оценке рисков и непринятии всех необходимых и достаточных мер по взысканию дебиторской задолженности;
– бесспорное списание или обращение взысканий на денежные средства организации при привлечении к административной или уголовной ответственности.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Таким образом, при заключении договора следует изначально оценивать платежеспособность и добросовестность контрагента, одним из показателей которых является наличие судебных разбирательств и исполнительных производств, в которых участвует контрагент.
Необходимо учитывать:
– судебные разбирательства, исполнительные производства, в которых контрагент является должником (ответчиком), поскольку имевший место факт ненадлежащего исполнения им платежных и иных обязательств свидетельствует о вероятности:
финансовой несостоятельности и нарушений договорной, в т.ч. платежной, дисциплины;
долговременного взыскания и риска получения определения о невозможности взыскания, если образовавшаяся дебиторская задолженность будет взыскиваться в порядке исполнительного производства, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди, а требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств (части вторая, третья ст. 122 Закона об исполнительном производстве);
– судебные разбирательства, исполнительные производства, в которых контрагент является взыскателем (истцом), так как часть оборотных средств контрагента является в данном случае пассивом – дебиторской задолженностью, взыскание которой, вероятно, может не состояться или значительно затянуться. Соответственно имеет место риск ненадлежащего исполнения им иных платежных обязательств.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон он исполнительном производстве).
Обратите внимание! Сведения о наличии судебных разбирательств и исполнительных производств с участием контрагентов можно получить:
– из открытых источников (расписание судебных заседаний и информация о приказном производстве на сайте Верховного Суда Республики Беларусь (http://www.court.gov.by/), реестр исполнительных производств, размещенный на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь (http://minjust.gov.by/clientvip/));
– из платных баз и реестров (kartoteka.by, legat.by и пр.);
– путем запроса о предоставлении сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников в порядке ст. 9 Закона об исполнительном производстве.
Работа с организациями-должниками
Должники и ВЭД
Дополнительным рисковым фактором, подлежащим оценке при заключении экспортного внешнеторгового договора, является вероятность допущения контрагентом-импортером-нерезидентом просрочки платежей.
Правовое основание данного риска – обязанность резидента-экспортера обеспечить завершение внешнеторговых операций в полном объеме в установленные законодательством сроки (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22). В общем случае обязанность по обеспечению завершения внешнеторговой операции при экспорте считается исполненной с момента поступления денежных средств от экспорта (абзац третий подп. 1.6.1 п. 1 Указа № 178).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).
Документ:
постановление Национального банка Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – постановление № 1483/22).
Возможны и иные способы завершения экспортных внешнеторговых операций, в т.ч. неденежные (часть пятая подп. 1.4, подп. 1.7 п. 1 Указа № 178, постановление № 548/8), а также продление сроков их завершения путем получения разрешения Нацбанка Республики Беларусь (часть вторая подп. 1.5 п. 1 Указа № 178, п. 2 постановления № 1483/22). Однако для их применения резиденту-экспортеру необходимо совершить ряд дополнительных юридических действий и соответственно увеличить трудовые и финансовые затраты.
При этом частью первой ст. 11.37 КоАП установлена административная ответственность резидента за несвоевременное поступление денежных средств при экспорте:
– на должностное лицо – штраф до 30 базовых величин;
– на юридическое лицо – штраф до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
Привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 11.37 КоАП не зависит от того, что вина в несовершении платежа лежит на нерезиденте, и от действий, которые предпринимал резидент для взыскания задолженности.
Таким образом, при заключении экспортного внешнеторгового договора с нерезидентом следует тщательно проверить его финансовую благонадежность: изучить информацию, находящуюся в различных реестрах с открытым или платным доступом, сведения о руководителях и бенефициарах импортера-нерезидента, затребовать его финансовую отчетность.
Документ:
постановление Национального банка Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее – постановление № 548/8).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Должники в бюджет
При оценке рисков заключения договора с контрагентом особое внимание уделите состоянию его расчетов с бюджетом – наличию задолженности:
– по налогам, сборам (пошлинам), пеням;
– взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – ФСЗН).
Справочно:
на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь размещены сведения о субъектах хозяйствования, имеющих задолженность перед бюджетом (http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner/),
на официальном сайте ФСЗН размещен список плательщиков обязательных страховых взносов, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности (http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/debitors/).
Наличие задолженности перед бюджетом не только свидетельствует о неблагополучном финансовом положении контрагента, но и несет ряд рисков, обусловленных правом налоговых органов и органов ФСЗН на бесспорное взыскание бюджетных платежей, в т.ч. за счет средств дебитора, а также первоочередностью удовлетворения соответствующих денежных требований.
Если контрагент – дебитор (должник)
Потенциальные риски организации-кредитора в данном случае обусловлены приоритетной очередностью удовлетворения требований перед бюджетом.
Бесспорное списание со счетов
Налоги
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (п. 1 ст. 56 НК).
Взносы в ФСЗН
Взыскание недоимки с начисленными суммами пеней производится с текущих (расчетных) счетов плательщиков в бесспорном порядке по решению уполномоченного должностного лица органа ФСЗН (п. 19 Положения).
Это значит, что налоговые органы и органы ФСЗН вправе выставлять требования к счетам плательщика – контрагента-дебитора, которые исполняются в первоочередном порядке, в т.ч. и при одновременном выставлении соответствующих требований налоговым органом и (или) органом ФСЗН и субъектом хозяйствования, согласно подп. 2.2, 2.3 п. 2 Порядка расчетов. Следовательно, взыскание задолженности по налогам и (или) взносам в ФСЗН в бесспорном порядке может привести к неспособности контрагента-дебитора своевременно рассчитаться по иным обязательствам, в т.ч. по заключенным хозяйственным договорам.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Документ:
Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение).
Документ:
Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок расчетов).
Исполнительное производство
Требования по уплате сумм в республиканский и местные бюджеты, а также в бюджеты государственных внебюджетных фондов, удовлетворяются судебным исполнителем во вторую очередь. Все остальные требования по хозяйственным договорам – в третью и четвертую (часть первая ст. 122 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, при взыскании задолженности в порядке исполнительного производства при наличии у контрагента-дебитора долга перед бюджетом скорость получения денежных средств организацией-кредитором не будет высокой.
Если контрагент – кредитор
Потенциальные риски организации-дебитора (должника) в данном случае обусловлены возможностью налоговых органов и органов ФСЗН взыскать задолженность по налогам плательщика – контрагента-кредитора в бесспорном порядке за счет средств его дебиторов.
Налоги
Если у организации имеется задолженность по налогам, не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности она направляет в налоговый орган перечень дебиторов с приложением пакета документов, подтверждающих факт наличия задолженности. Кроме того, плательщик может представить заявление об уступке требования кредитора по установленной форме и документ, подтверждающий наличие дебиторской задолженности, подписанный дебитором и плательщиком (например, акт сверки) (часть первая п. 2 ст. 58 НК). Такие документы подтверждают исключительно факт наличия задолженности, но не согласие кредитора с ней.
Налоговый орган после получения всех документов составляет справку о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов, т.е. у контрагента-кредитора, на основании которой выносит решение о бесспорном взыскании налогов за счет средств дебиторов, т.е. организации-дебитора. Взыскиваются таким образом не только задолженность по налогам, но и пени за просрочку их уплаты.
Взносы в ФСЗН
Если у организации имеется задолженность по взносам в ФСЗН, взносы взыскиваются в бесспорном порядке (внесудебном) с текущих (расчетных) банковских счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы) (п. 22 Положения). В таком порядке взыскиваются не только взносы, но и иные платежи в ФСЗН, например пени. Средства списываются по постановлению о бесспорном взыскании на основании представленных плательщиком заявления с указанием в нем дебитора, документов, подтверждающих задолженность дебитора, и расчета между плательщиком и его дебитором, подписанного руководителем плательщика в одностороннем порядке.
Таким образом, списание задолженности по налогам и (или) взносам в ФСЗН плательщика – контрагента-кредитора со счета организации-дебитора осуществляется в бесспорном (внесудебном) порядке, т.е. согласия или какого-либо предварительного уведомления организации-должника на это не требуется. И зачастую организация-дебитор узнает о том, что заплатила за контрагента задолженность перед бюджетом, только после списания денежных средств со счета.
Формально для организации-дебитора не имеет правового значения, в чью пользу осуществлять уплату задолженности по договору: в пользу бюджета или контрагента-кредитора. Однако в данном случае имеют место следующие негативные факторы:
1) налоговый орган, орган ФСЗН не спрашивает согласия организации-должника, за счет средств которой осуществляется взыскание задолженности по налогам, взносам в ФСЗН, с наличием долга, его основаниями и размером, не уточняет размер фактической задолженности на день обращения выставления платежного требования к счету организации-должника.
Таким образом, со счета организации-должника может быть списана сумма в большем размере, чем величина долга по договору на дату выставления платежного требования, или же, несмотря на наличие необходимых документов, подтверждающих факт задолженности (договор, первичные учетные документы), она оспаривается сторонами;
2) несмотря на наличие договорных платежных обязательств с установленными сроками расчетов, распространенной практикой является предоставление должникам отсрочек или рассрочек платежей без внесения соответствующих изменений в договор. Соответственно данные устные договоренности могут быть нарушены контрагентом-кредитором в силу объективных причин – при наличии задолженности по платежам в бюджет организация обязана представлять в налоговый орган сведения обо всех дебиторах (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК, абз. 6 п. 26 Положения) В противном случае в отношении задолженности по налогам организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 13.8 КоАП;
3) условием взыскания задолженности по налогам за счет средств дебиторов является отсутствие у контрагента-плательщика безналичных и наличных денежных средств в сумме, необходимой для уплаты налогов (последовательность взыскания налогов и пеней налоговым органом установлена ст. 56–59 НК). Данное состояние может быть создано контрагентом-кредитором искусственно, как способ осуществить взыскание долга с помощью налоговых органов.
Обратите внимание! Банки не рассматривают возражений организаций по списанию с их счетов средств в бесспорном порядке (часть вторая ст. 207 БК).
Списание денежных средств со счетов организации-дебитора в целях взыскания задолженности по платежам в бюджет контрагента-плательщика может быть обжаловано в общеустановленном законодательством порядке.
Рассматривая такие дела, суды ограничиваются проверкой соблюдения налоговым органом соответствующих статей Общей части НК. При этом вопросы гражданско-правовых отношений, имевшие место между субъектами предпринимательской деятельности, судом не оцениваются.
Если в налоговый орган были представлены все необходимые согласно НК документы и принято решение о взыскании налогов за счет дебиторов, то наличие спора между организацией, представившей сведения в налоговый орган, и ее дебитором по поводу взаимных расчетов не является основанием для удовлетворения требования дебитора об отмене решения налогового органа о взыскании налогов за его счет.
Если денежные средства взысканы с банковского счета организации-дебитора на основании недостоверных сведений о дебиторе (его задолженности перед организацией), направленных организацией-кредитором в налоговый орган, то впоследствии дебитор вправе взыскать убытки с этой организации (ст. 14 ГК, п. 3 ст. 58 НК).
Документ:
Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Работа с недобросовестными поставщиками (подрядчиками, исполнителями)
В список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – Список), включаются субъекты хозяйствования, допустившие следующие нарушения при заключении и исполнении договоров, заключаемых по результатам процедур государственных закупок (часть первая п. 1 ст. 16 Закона о госзакупках):
– отказ от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если ими не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение;
– неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими этих договоров, в связи с которым договоры были расторгнуты (за исключением договоров, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой);
– совершение их работниками (работником) установленных вступившим в законную силу приговором суда виновных действий, связанных с проведением процедуры государственной закупки, в т.ч. дачи взятки, в отношении членов комиссии и (или) ответственных лиц заказчика (организатора), на которых возлагалось проведение процедуры государственной закупки.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
Обратите внимание! Список размещен на официальном сайте по государственным закупкам icetrade.by в разделе «Реестры» (http://www.icetrade.by/articles/view/12), на официальном сайте МНС в разделе «Сведения о бизнес-партнере» (http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner/) и МАРТ в разделе «Регулирование закупок» (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1717&Itemid=698).
Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в Список, не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение 12 месяцев со дня включения в этот Список (п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках).
Нарушение запрета на участие в процедурах государственных закупок субъектов, включенных в Список, может повлечь признание судом процедуры государственной закупки недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (ст. 57 Закона о госзакупках). За нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) предусмотрена административная ответственность, например по ч. 4 ст. 11.16 КоАП.
Для организаций, на которые не распространяется законодательство о государственных закупках, включение потенциального контрагента в Список является дополнительным критерием для оценки риска неисполнения им договорных обязательств.
Мария Жариловская, юрист, магистр права
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
161
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122