3 март 2020
Статья 7 из 21 ( Материал id: 2006 Журнал id: 118884 )
Страница № 23

   

    

    

    

    

    

Благотворительность в отношении молодых художников: как правильно оформить?

Юлия Мелешина, юрист Synesis

Чем полезно:

организация или иной субъект хозяйствования могут прибегнуть к другим вариантам оформления благотворительных действий, кроме спонсорской помощи.

 

Ситуация

Крупное предприятие торговли в целях поддержки молодых художников планирует периодически устраивать показ их картин в своих помещениях без всякой коммерческой выгоды.

 

Рассмотрим, какие договоры и на каких условиях предприятие может заключать с авторами, а также нужно ли вообще заключать договор, если организация делает это исключительно с благотворительными целями.

 

Виды и условия договоров

В первую очередь следует определить, в чем состоят обязательства сторон. Отношения, возникающие между организацией и физическими лицами, могут иметь 2 вида:

  1. предприятие торговли предоставляет площади для размещения картин;
  2. художники предоставляют картины для участия в выставке.

1. Для первого варианта подойдет договор безвозмездного пользования (ссуды) части конструкторского элемента (стены) изолированного помещения. Нужно учесть, что передать площадь в безвозмездное пользование может только собственник имущества или иное лицо, управомоченное на то законодательством или собственником (п. 1 ст. 644 ГК). В договоре необходимо согласовать срок пользования и место, которое предоставляется художнику, с указанием идентификационных характеристик изолированного помещения, конкретной стены и конкретных границ предоставляемой площади. Для этого к договору можно приложить график-схему. Целесообразно также в договоре предусмотреть цель пользования (выставка картин художника или его конкретной картины), чтобы исключить злоупотребление со стороны художника, который может использовать предоставленную площадь по своему усмотрению.

Особенность первого варианта оформления отношений состоит в том, что художник сам должен разместить картину на предоставленной площади (своими силами и материалами). Предприятие не сможет заменить картину или иным образом переместить ее с согласованной площади до окончания срока в договоре. Предприятие не будет нести ответственность за повреждение или уничтожение картины по вине посетителей, поскольку она остается в собственности художника. При этом художник отвечает за состояние стены к окончанию срока пользования.

2. Второй вариант отношений подразумевает переход картин в пользование предприятия.

С одной стороны, картина представляет собой материальный объект, ценность которого определяется стоимостью затраченных на его создание ресурсов (полотно, рама, краски, труд автора и т.д.). С другой стороны, картина является объектом авторского права, если она создана творческим трудом автора (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве).

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона об авторском праве оригиналы произведений изобразительного искусства могут быть публично показаны лицом, правомерно владеющим оригиналом произведения, а также воспроизведены в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям таких произведений, в т.ч. в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения.

То есть для использования картины как объекта авторского права предприятию торговли необходимо правомерно владеть оригиналом произведения. На помощь снова приходит договор безвозмездного пользования (ссуды), по которому автор передает предприятию оригинал картины в безвозмездное пользование на определенный срок. Как уже было указано, в таком договоре нужно предусмотреть конкретную картину (автор, название, другие идентификационные характеристики), срок и цель пользования.

Особенность второго варианта состоит в передаче картин предприятию, что позволяет оформить выставку в едином стиле, а также менять картины по усмотрению предприятия. Предприятие торговли при этом несет ответственность за возврат картин в том же состоянии, в котором они были получены. Для исключения риска предъявления претензий в связи с порчей имущества картину рекомендуется застраховать до размещения на выставке.

 

Необходимость документального оформления

Несмотря на благотворительные цели, отношения сторон рекомендуется оформить официально. Это даст возможность предупредить возможные конфликты и упростит их разрешение, если они возникнут. Для этого рекомендуем при передаче имущества составлять акт к договору с указанием даты, сторон, конкретного имущества и подробного описания его состояния.

Наличие правильно оформленных документов также защищает предприятие от возможных требований авторов о выплате вознаграждения за использование произведений (п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве).

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262­-З «Об авторском праве и смежных правах» (Закон об авторском праве).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.