8 август 2020
Статья 26 из 27 ( Материал id: 2486 Журнал id: 118889 )
Страница № 56

Административная ответственность за завышение стоимости в строительстве

Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Ольга Карпович, юрист

О чем статья:

авторы разъясняют, какую ответственность несет должностное лицо за умышленное внесение фактически не выполненных строительно-монтажных работ в акт сдачи строительно-монтажных работ формы С-2.

 

Административная ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов законодателем исключена. Вместе с тем должностное лицо субъекта хозяйствования в определенных случаях может быть привлечено к ответственности ввиду наступления некоторых последствий указанного нарушения.

Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (далее – акт формы С-2) включен в перечень первичных учетных документов в строительстве постановлением № 13.

Ответственность за нарушение порядка составления (оформления) акта формы С-2 законодательством на настоящий момент не установлена, так как ст. 23.17 КоАП, устанавливавшая ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, исключена (п. 130 Закона № 64-З).

Вместе с тем ответственность за завышение стоимости строительно-монтажных работ предусмотрена ст. 21.7 КоАП.

Данная статья КоАП прямо предусматривает ответственность организаций заказчика и подрядчика (субподрядчика) за завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте). Однако данная ответственность касается лишь работ, выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов. Указанная статья КоАП распространяется как на должностных лиц, так и на юридические лица и ИП.

Определение завышения стоимости строительства для целей работ, выполняемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) дано в постановлении № 12. Согласно этому определению завышение составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

  • стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
  • не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
  • фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Объектом данного правонарушения будут отношения, связанные с порядком определения объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в таких деяниях, как:

  • завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов;
  • то же деяние, совершенное заказчиком;
  • выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по правильному определению объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета.

Протоколы составляются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов, рассматриваются судом.

 

Обратите внимание!

Подобной ответственности в отношении должностных лиц на объектах, возводимых за счет собственных средств, КоАП не содержит.

 

Ответственность за нарушение бухгалтерского учета

Что касается ответственности, связанной с нарушением бухгалтерского учета и искажением государственной статистической отчетности, то тут дело обстоит несколько иначе.

Так, первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (абзац 13 ст. 1 Закона о бухучете). На данных бухгалтерского учета, в свою очередь, основывается налоговый учет. И в зависимости от совершенного действия (либо бездействия) может наступить ответственность, к примеру, за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ст. 12.1 КоАП).

Большинство субъектов хозяйствования представляют отчет о выполнении подрядных работ (п. 1 постановления № 50). Представление искаженных данных государственной статистической отчетности – отчет с учетом недостоверных сведений, содержащихся в акте формы С-2, – влечет применение мер административной (ст. 23.18 КоАП – нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности) или уголовной (ч. 2 ст. 427 УК – внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления) ответственности.

Кроме того, умышленное завышение объемов работ, повлекшее причинение ущерба заказчику или инвестору, может образовывать состав как коррупционного преступления, так и против собственности.

Таким образом, исключение нормы, прямо предусматривающей ответственность за нарушение порядка составления первичных документов в строительстве, безусловно, не освобождает субъектов хозяйствования от ответственности за включение в акты завышенных объемов работ.

 

Документы:

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве» (постановление № 13).

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64­-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально­исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных право­нарушениях» (Закон № 64­-З).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (постановление № 12).

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57­-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (Закон о бухучете).

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.07.2019 № 50 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12­ис (строительство) «Отчет о выполнении подрядных работ» указаний по ее заполнению» (постановление № 50).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.